Ещё в начале года ЦБ однозначно дал понять, что криптовалюты — нежеланный гость в финансовой системе страны. Однако санкции и резкий рост вложений россиян в крипту заставили регулятора пересмотреть отношение к таким активам.
Помимо принятия летнего закона о цифровых финансовых активах (ЦФА) о смене отношения к миру Web 3 (так называют экосистему на блокчейне) свидетельствует вакансия, которую обнаружили на одном из известных российских агрегаторов профессий: Банк России искал специалиста на должность разработчика блокчейн (криптовалюта). От кандидата требовался опыт работы в финансах / IT, криптовалютное прошлое и знание английского языка. 16 сентября ЦБ закрыл вакансию.
Цифровой Клондайк
Конечно, из одной вакансии выводов делать нельзя: но о том, что вектор финансового развития направлен в мир цифровых валют, свидетельствуют заявления от других крупных игроков и ведомств России. В начале сентября заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов заявил, что "Сбер" работает над созданием DeFi–кредитования — когда пользователь может получить одну криптовалюту под залог другой с процентами. Альфа–Банк, в свою очередь, планирует до конца 2022–го открыть собственную инвестиционную платформу, где будет предлагать ЦФА, свои или на активы других компаний. К когорте цифровых операторов до 2023 года собирается примкнуть и Мосбиржа. Помимо этого, она направила в ЦБ и Минфин законопроект о выпуске расписок на ЦФА, чтобы облегчить инвесторам вход в этот сегмент рынка.
Однако пламени криптовалютной революции вспыхнуть в полную меру не дал тот же Минфин.
"Мы не перейдём от централизованных финансов к полностью децентрализованным, не уйдём от посредников", — заявил директор департамента финансовой политики Иван Чебесков на круглом столе ICC Russia "Криптовалюты для внешнеэкономической деятельности".
Тем не менее, отметил он, блокчейн "как и любая технология, всё равно очень сильно изменит то, как мы работаем, как работают финансовые организации, финансовые рынки, как мы ведём расчёты". Чебесков также подчеркнул, что существующий способ ведения расчётов "довольно сильно устарел".
Децентрализация рубля
Вопрос омоложения финансовой системы пытаются решить в максимально короткие сроки. Алексей Моисеев, замминистра финансов, сообщил, что ведомство вместе с ЦБ уже согласовали закон, который позволит осуществлять трансграничные расчёты в криптовалюте. В начале сентября эта инициатива только находилась в процессе обсуждения.
Помимо трансграничных расчётов в России собираются запустить крипторубль. Он будет представлять собой стейблкоин (актив, обеспеченный фиатной валютой), его курс к рублю будет составлять 1:1. По мнению Ивана Тихонова, основателя Bits.media, этот проект "создаётся для тех, кто проводит операции в рубле, и хочет избежать дополнительных конвертаций при работе с другими стейблкоинами".
Заявление о запуске первого крипторубля, которое прозвучало на форуме Blockchain Life 2022, наделало шуму в СМИ. Однако Иван Чебесков выразил сомнения в том, насколько серьёзным драйвером законодательных изменений может быть этот проект: "Крипторубль — это пока частная инициатива, и я не понимаю, почему она может вызвать серьёзные изменения в законодательстве, которое на эту тему буксует с 2014 года. Можете назвать это не крипторублём, а фантиком, который привязан к курсу рубля. Сразу другое отношение, да?"
Александр Бражников, исполнительный директор Российской ассоциации блокчейна (РАКИБ), был оптимистичнее в прогнозах: в своём telegram–канале он написал, что "использование общепризнанной в мире криптовалютной платформы (речь о блокчейн–сети Ethereum) позволит не только упростить гражданам России доступ на международные биржи, но и — при условии изменения законодательства — вести расчёты с иностранными контрагентами с помощью цифровой валюты".
Ход криптой
Российской активностью в секторе крипты заинтересовались и в США: палата представителей Конгресса 21 сентября одобрила законопроект, который предусматривает противодействие обходу санкций через цифровые валюты.
После принятия закона главы Минфина и Госдепартамента Соединённых Штатов в течение 30 дней должны предоставить доклад о способах уклонений РФ от санкций и путях решения этой ситуации.
Хотя основной фокус рабочих групп в России сейчас и направлен на финансовый аспект блокчейна, другие сферы, такие как NFT и метавселенные, не остаются без внимания.
Борис Глазков, вице–президент по стратегическим инициативам "Ростелекома", отметил, что отечественные регуляторы должны отдавать предпочтение российским компаниям при создании метавселенной в России. По его словам, единого рынка метавселенных в стране сейчас нет — и "если будем очень сильно… регулировать, то, наверное, и не появится". "Всё–таки, мне кажется, надо предлагать свою альтернативную реальность, нашу, чем просто сфокусироваться на регулировании чужих реальностей", — пояснил Глазков.
Создание своей "реальности" сейчас — задача, которую ставят игроки, заходящие на российский крипторынок. И вопрос, будет ли она конкурентоспособна в мировой экосистеме и интересна отечественным инвесторам, остаётся открытым.