Российские эмитенты еврооблигаций массово обменивают их на замещающие бонды и меняют условия выплат. Этот процесс продлится и в следующем году.
Согласно данным информационного портала Cbonds, объём замещающих бондов, выпущенных российскими компаниями для обмена бумаг, по которым стало невозможно проводить выплаты из–за антироссийских санкций, уже в конце сентября составлял около $10 млрд и 850 млн фунтов стерлингов (см. таблицу). И эмитенты продолжают выпуск замещающих облигаций. Так, "Газпром капитал" в понедельник, 10 октября, объявил, что разместит новые локальные облигации для замещения выпуска долларовых евробондов с погашением в 2034 году на сумму $1,2 млрд. Размещение состоялось вчера, 11 октября.
Замещающие облигации выпускаются в соответствии с указом президента РФ № 430 от 5 июля 2022 года и федеральным законом № 319, подписанным главой государства в том же месяце. Он обязывает российские компании, имеющие в обращении еврооблигации, обеспечить исполнение обязательств по ним перед держателями двумя способами: либо запросив у российского депозитария, ведущего учёт прав на евробонды, информацию о держателях, а затем перечислив средства для исполнения обязательств перед ними, либо через передачу инвесторам новых локальных облигаций взамен евробондов.
Альтернативы нет
Замещающие бонды, как правило, имеют аналогичные с обмениваемыми еврооблигациями условия по размеру и срокам выплаты купонного дохода, сроку погашения и номинальной стоимости. При этом расчёты по этим бумагам осуществляются в рублях по курсу Банка России на дату соответствующей выплаты.
По словам опрошенных "ДП" экспертов, у российских эмитентов еврооблигаций по сути не осталось иных способов выполнить свои обязательства перед инвесторами, не изменяя условия выплат.
"Из–за сломанного моста между российскими и иностранными депозитариями у эмитентов более нет возможности исполнять свои обязательства по еврооблигациям в привычной схеме, соответствующей эмиссионным документам, — констатирует Ольга Николаева, старший аналитик по рынку облигаций ITI Capital. — Изначально не санкционные компании получали разрешения Минфина и платёжных контрагентов на осуществление платежей в валюте на счета депо в Euroclear (бельгийская компания, которая специализируется на расчётах по сделкам с ценными бумагами, а также на их хранении. — Ред.). Но данная схема ущемляла права российских инвесторов, так как деньги до них не доходили".
По её словам, принципиально изменить эту ситуацию смог указ президента № 430, обязавший заёмщиков в первую очередь удовлетворять требования держателей, чьи права учитываются российскими депозитариями (либо в виде прямых выплат в рублях, либо путём размещения замещающих облигаций). "Таким образом, все категории инвесторов получили возможность иметь доступ к платежам. Тактика выглядит оптимальной с учётом текущих санкционных ограничений и рисков хранения средств в валюте недружественных стран", — отмечает Ольга Николаева.
"Эмитентам еврооблигаций по сути не из чего выбирать — они руководствуются положениями указа президента, которые говорят о том, что компании обязаны обеспечить исполнение обязательств перед держателями своих бумаг, — подтверждает начальник отдела анализа долгового рынка “Открытие Инвестиции” Владимир Малиновский. — Поэтому эмитенты в последнее время активно проводят собрания с держателями, чтобы подвести юридическую базу под реализацию указа — утвердить изменения в условиях обращения еврооблигаций, позволяющие осуществление альтернативных выплат".
Тактика эмитентов диктуется в основном жёсткими ограничениями, в которых они оказались после блокировки бумаг, отмечает Дмитрий Адамидов, основатель инвестиционного сообщества Angry Bonds. "Мне представляется, что ничего другого они в нынешних условиях предложить не могут. Альтернатива — сидеть и ждать разблокировки бумаг. Но есть риск, что это не случится вовсе или случится через несколько лет", — обрисовывает перспективы Дмитрий Адамидов.
Непаханое поле
Закон разрешает российским заёмщикам выпускать замещающие бонды до 31 декабря 2022 года, однако на прошлой неделе стало известно, что Минэкономразвития РФ подготовило поправки, которые продлевают сроки до конца 2023 года.
По данным Cbonds, в обращении на 6 октября находились ещё значительные объёмы еврооблигаций российских эмитентов, номинированных в валютах недружественных стран: более $62 млрд в долларах США, более $10 млрд в долларовом эквиваленте — в евро и ещё более $5 млрд — в британских фунтах и швейцарских франках (см. диаграмму). Значительная их часть, вероятно, будет конвертирована в замещающие бонды до конца 2023 года. Но и после этого такие бумаги вряд ли исчезнут как класс, хотя их объём сильно сократится.
"Практика размещения замещающих еврооблигаций пока только набирает обороты, — говорит Ольга Николаева. — Наиболее активным эмитентом в данном направлении является “Газпром”, поэтапно выпускающий замещающие выпуски на все свои обращающиеся еврооблигации (всего 18 займов на сумму свыше $19 млрд). При этом ряд заёмщиков предпочитают разделять купонный платёж на две части для держателей из различных депозитариев (предварительно утвердив данное действие путём голосования инвесторов)".
Практика выплат в рублях держателям валютных ценных бумаг действительно стала очень популярной среди российских эмитентов. Такие выплаты уже провели или собираются провести "Фосагро", "Сибур", "Северсталь", "Полюс", "РусАл", "Норильский никель", НЛМК. А некоторые компании реструктуризируют свои облигации. Например, Ozon в рамках реструктуризации выпуска конвертируемых бондов предложил инвесторам досрочно погасить их по 83% номинала облигаций в рублях и 65% — в долларах.
"Пока из двух вариантов большинство эмитентов выбирают платежи российским держателем облигаций в рублях, — отмечает Владимир Малиновский. — Кроме того, участие в размещении замещающих облигаций — это право держателя, а не обязанность. Иностранные инвесторы вряд ли будут участвовать в обмене своих бумаг на облигации, выпущенные в российском периметре. Поэтому зарубежный рынок евробондов российских эмитентов пока существует и облигации на нём торгуются уже не под 5–10% от номинала, как это было в марте–апреле, а под 30–60%. Если ситуация не изменится, сегмент российских евробондов будет постепенно вырождаться. Но связано это будет скорее с плановым погашением бумаг в отсутствие новых размещений".
Дмитрий Адамидов полагает, что если в течение текущего года будет обменяна хотя бы треть евробондов, то это будет хороший результат, ибо на данном пути очень много бюрократии. "В то, что бумаги исчезнут как класс в 2023 году, не верю, думаю, процесс затянется до 2025–го", — добавляет он.
Заменить рынок евробондов для российских эмитентов и инвесторов отчасти сможет зарождающийся сегмент юаневых облигаций. Пока в нём торгуются бонды четырёх отечественных компаний на общую сумму 25,6 млрд юаней, что соответствует по текущему курсу примерно $3,6 млрд.
"Облигации, выпущенные на Мосбирже в юанях, пользуются большим спросом у инвесторов благодаря возможности вложения без рисков санкционных ограничений в валюте, отличной от рубля, — констатирует Ольга Николаева. — Тем не менее юань пока не является полной заменой доллару в силу ограниченной конвертируемости, экзотичности на российском рынке и не до конца развитой инфраструктуры".