С начала 2022 года Сбербанк закрыл свыше 860 отделений. Большинство из них, по данным Центробанка, свернули свою работу в течение сентября: в прошлом месяце сеть сократилась на 527 офисов.
Опрошенные "Ъ" эксперты полагают, что таким образом Сбербанк сможет сэкономить десятки миллиардов рублей в год. На сегодняшний день в распоряжении компании остались 12,4 тыс. отделений. Представители банка отметили, что в первую очередь ориентируются "на потребности, интересы и удобство клиентов", а покрытие территорий "сохраняется на прежнем уровне".
При этом в абсолютном значении объём закрытых подразделений Сбербанка за прошлый месяц стал максимальным с мая 2006 года. В конце сентября первый зампред правления банка Александр Ведяхин подчёркивал, что в настоящий момент Сбербанк не рассматривает тему сокращения отделений, однако вопросы об их оптимизации по-прежнему остаются актуальными.
Управляющий директор Axenix Ирина Одинаева отмечает, что расходы на отделение в среднем в месяц могут составлять 1,5-2 млн рублей. Исходя из этого, потенциальная экономия Сбербанка при закрытии нескольких сотен офисов с начала года может достигать порядка 16-21 млрд. Участники финансового рынка полагают, что сокращение сети с параллельным переводом клиентов в цифровые каналы вызвано желанием сократить расходы как из-за санкций, так и на фоне кризисного для банковского сектора периода.
В пресс-службе Сбербанка отметили, что большинство их клиентов пользуются мобильным приложением, в конце 2021 года месячная аудитория платформы оценивалась в 71,3 млн человек. Проигрывают банковские отделения и с точки зрения продаж. Так, по итогам 2020 года доля продаж основных продуктов розничного бизнеса Сбербанка в цифровых каналах составила 55%. Ирина Одинаева отмечает, что даже в условиях санкций и регулярной "зачистки" приложений российских банков в магазине AppStore компании находят способы развивать новые цифровые каналы и тренд на сокращение офисов продолжится.
На прошлой неделе в пресс-службе Сбербанка прокомментировали проблемы со входом в приложение у клиентов, которые находятся за рубежом. Всего о проблемах с доступом сообщили порядка 100 человек, некоторые из них в том числе не могли попасть в личный кабинет на сайте банка.
Тем временем банкоматы в Финляндии перестали обслуживать карты китайской платёжной системы Union Pay, выпущенные в России. Представитель сети Nosto заявил, что стороны договорились остановить обслуживание из-за ажиотажного спроса на наличные, который проявляют граждане РФ.