Причалы речного порта, как ранее сообщал "ДП", с 2014 года находились в аренде ООО "Анхель" из Ярославской области. На трёх участках земли располагались два павильона и здание базы снабжения флота. Право собственности на эти строения было закреплено за "Анхелем", занимавшимся обслуживанием судов.
Повысили в 15–17 раз
При этом арендная плата составляла чуть больше 60 тыс. рублей в год за все три участка, следует из материалов арбитражного спора. Однако в декабре 2020 года Межтерриториальное управление (МТУ) Росимущества по Петербургу и Ленобласти резко увеличило ежегодный арендный платёж. За два участка — в 15 раз (с 51,8 тыс. до 779,7 тыс. рублей), за ещё один — почти в 17 раз (с 9,5 тыс. до 160 тыс. рублей). Столь резкий скачок чиновники обосновали отчётом об оценке рыночной стоимости аренды, подготовленном ООО "Апхилл".
В "Анхеле" комментировать спор с Росимуществом не стали, но, по всей видимости, переговорный процесс с чиновниками успехом не увенчался и тогда компания в декабре 2021 года обратилась в арбитражный суд, прося признать недействительными решения МТУ Росимущества. Не исключено, что спор об арендной плате может быть отголоском истории борьбы за причалы между Смольным и "Анхелем", имевшим преимущественное право их выкупа, которым предприятие и воспользовалось. Процедура приватизации, начавшаяся ещё в 2018 году, так и не была завершена. Оставался последний этап, когда Росимущество должно было выдать распоряжение о приватизации, но в этот момент внезапно объекты оказались в оперативном управлении ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ, подведомственное учреждение городского комитета по транспорту). А в такой ситуации объекты уже было невозможно продать по 159–ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности…".
"В 2019 году комитет имущественных отношений Петербурга (КИО) очень спешил с передачей причалов. Объекты ещё не успели стать собственностью Санкт–Петербурга, но были переданы в оперативное управление АВТ. Это сделали для того, чтобы помешать приватизации", — комментировали ранее "ДП" в "Анхеле".
Ярославской компании после 2 лет судов всё же удалось добиться права на приватизацию. 13–й арбитражный апелляционный суд в 2021 году постановил, что АВТ больше не обладает правом оперативного управления причалами, а КИО в течение 2 месяцев должен завершить процедуру приватизации. "Анхелю" оставалось отстоять свою позицию в кассации.
Однако эта история неожиданно закончилась в августе 2021–го мировым соглашением между "Анхелем" и Смольным. Его детали стороны так и не раскрыли. Неизвестно и то, как всё же удалось добиться того, чтобы "Анхель", доказавший свою правоту в суде, всё–таки отказался от права использования причалов.
Аренда дороже налога на землю
Последний спор "Анхеля" с МТУ Росимущества завершился победой компании. На днях Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти признал недействительными решения чиновников. По его мнению, размер аренды за участки, расположенные в 20–метровой прибрежной зоне Невы, не может превышать размера земельного налога на них. И изменение порядка расчёта исходя из рыночной стоимости участков является неправомерным.
В МТУ Росимущества оперативно не смогли ответить на запрос "ДП". Пока неизвестно, будут ли чиновники обжаловать решение.
"Действия чиновников в рассмотренном деле выглядят несколько странными: они не соответствуют ни букве закона, ни логике, которая в него заложена, ни судебной практике", — считает Алексей Агеев, партнёр юридической фирмы Ru.Courts.
По его словам, ситуации, когда законом установлена зависимость арендной платы за земельный участок, ограниченный в обороте, от ставки земельного налога, а чиновники пытаются в одностороннем порядке привязать её к рыночной стоимости участка, — не самые частые. "О массовых спорах по данному вопросу мне неизвестно. Как правило, если публичный субъект безосновательно пытается увеличить размер платы, суды удовлетворяют требования бизнеса", — говорит Алексей Агеев.
Финансирование уже выделено
Смольный не так давно заявлял о своих планах по восстановлению Речного вокзала. "Мы планируем его привести в надлежащее состояние через ремонт и возможную реконструкцию. В следующем году приступим к эскизам этой задачи", — сказал Валентин Енокаев, глава городского комитета по транспорту, в ходе нулевых чтений бюджета–2023 в ЗакСе.
В Комтрансе "ДП" подтвердили, что в 2023 году планируется проведение предпроектных работ для определения возможных вариантов реконструкции или капитального ремонта причалов вокзала. Соответствующее финансирование на эти цели уже выделено.
"По результатам будет принято дальнейшее решение о проектировании ремонтно–восстановительных работ объекта", — добавили в Смольном.
По мнению девелоперов, к какой–то коммерческой деятельности сейчас эти павильоны приспособить нельзя: им необходим капитальный ремонт. Но даже если его провести, постройки будут не сильно интересны бизнесу без покупательского потока, который могут обеспечить только активно действующие на приём–выгрузку пассажиров причалы. Впрочем, и в этой ситуации понятно, что поток будет очень неравномерен — только в период навигации, с мая по сентябрь.
По тем ставкам, которые МТУ хотело установить для этих объектов, они вряд ли кого–то заинтересуют, считают опрошенные "ДП" эксперты. Они полагают, что хоть как–то востребован может быть только самый большой павильон из трёх. Он расположен рядом с крупным жилым комплексом, и здесь может быть открыт магазин или ресторан. Правда, такой проект потребует серьёзных инвестиций.