Российским садоводам не хватает саженцев. Южные регионы страдают от падения импорта из ЕС, а фермеры Ленобласти испытывают дефицит отечественного посадочного материала.
Российским хозяйствам не хватает яблоневых саженцев, чтобы заменить деревья, посаженные 10–15 лет назад. Сельхозпроизводители южных регионов страны, как правило, закупали посадочный материал в Италии. Эта страна считается общепризнанным лидером в области плодоводства и снабжает огромное количество государств своими саженцами. После вступления в ЕС к этому направлению активно подключилась Польша. Также на рынке присутствуют саженцы из Франции.
Однако последние несколько лет закупать саженцы в Европе становится всё сложнее и сложнее. Сначала на это негативно повлияла пандемия коронавируса, затем политические события. В результате российские садоводы попросту не знают, чем заменить деревья, выработавшие свой ресурс.
Сочная зависимость
Из–за границы в Россию ввозили саженцы для интенсивных садов. Это карликовые и полукарликовые деревья, которые начинают плодоносить на второй–третий год после посадки. Но срок их жизни ограничивается 15 годами. Такие сады более требовательны в плане ухода, зато урожайность остаётся стабильной на протяжении всего периода жизни деревьев.
Как рассказала "ДП" руководитель отдела аналитики исследовательской компании NTech Дарья Акимова, в России с начала 1990–х годов программы по селекции растений были закрыты или приостановлены. В отрасли недостаточно денег для проведения различных экспериментов. Соответственно, многие питомники не ведут селекционную работу вовсе. "Некоторые предлагают саженцы яблонь для интенсивного сада. Однако в ЕС их купить гораздо проще, потому что там они продаются уже в год посадки. У нас же нужно заказывать заранее, за 2 года", — поясняет она.
Наибольшую долю на внутреннем рынке яблок занимают Краснодарский край и Северный Кавказ. Ключевыми импортёрами свежих яблок являются Молдова, на долю которой приходится 35%, Сербия (20%), Турция (10%), Азербайджан (10%), ЮАР (5%).
Ситуация в садоводстве осложнена тем, что сорта яблок, которые исторически выращивали в России, не подразумевают длительное хранение, а оно необходимо для современной розничной торговли. "Сорта не обладают калибровкой, яблоки вырастают разного размера, что не очень приветствуется в розничной торговле. Зарубежные сорта были выведены путём селекции с определёнными качествами, важными для розницы, поэтому эти плоды востребованы. Кроме того, в стране не хватает фруктохранилищ. Поэтому порядка 50% яблок закупается за рубежом", — отмечает заместитель председателя комитета Московской торгово–промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК Марина Петрова.
По данным Минсельхоза, в прошлом году фруктов, возможных к производству в РФ, было импортировано на 143,7 млрд рублей. Импорт семечковых (яблоки, груши, айва) составил 966,9 тыс. тонн. Саженцев всех сортов плодовых деревьев было импортировано на 3,5 млрд рублей.
Годы селекции
Попытки спасти ситуацию и заменить импортный посадочный материал достойными отечественными аналогами предпринимаются. Некоторое время назад Минсельхоз РФ разработал программу развития садоводства и питомниководства на 2021–2025 годы. "Строительство в научных центрах фитотронов и организация базовых питомников (общей площадью не менее 500 га) с современным защищённым грунтом позволят довести ежегодный устойчивый выпуск посадочного материала плодовых и ягодных культур перспективных отечественных сортов до 23–24 млн штук в год", — говорится в документе.
В плане есть развитие собственных питомников и собственной селекции по основным видам плодово–ягодных культур, включая яблони. На развитие в 2021 году было выделено и освоено 560,8 млн рублей. Потребности в финансировании подпрограммы за счёт средств федерального бюджета до 2025 года оцениваются в 2,1 млрд рублей. Из них 646,8 млн — в 2022 году, 671,3 млн — в 2023–м. Ожидается, что в результате зависимость садоводства от импортного посадочного материала снизится на 25%, в питомниководство и садоводство будет привлечено не менее 3,1 млрд рублей инвестиций, разработано не менее 18 отечественных технологий повышения эффективности селекции.
По мнению Натальи Давыденко, руководителя направлений "растениеводство" и "грибоводство" компании "Интерагро", необходимо ускорить этот процесс. А также принять во внимание, что селекция, получение нового сорта, внесение сорта в госреестр, выращивание подвоя и привоя, привив и выращивание дерева до активного плодоношения занимают время, исчисляемое годами.
В целом, как указывает Дарья Акимова, многие садоводы и питомники жалуются на недостаточную господдержку.
Северные особенности
Для садоводов Северо–Запада проблема с нехваткой импортных саженцев неактуальна. Зато хватает собственных сложностей, продиктованных географическим положением. Из–за сурового климата местные производители в основном выращивают яблони из саженцев для традиционного сада.
"Они состоят из высоких и среднерослых деревьев, которые начинают плодоносить с седьмого года жизни и до 30 лет. У этих сортов, к которым, например, относится антоновка, есть свои плюсы, но они менее выгодны с точки зрения промышленного производства, чем низкорослые. В северных регионах (от Москвы и севернее) продолжают использовать саженцы отечественной селекции, которые были выведены ещё в СССР и заточены под местный климат", — подчёркивает генеральный директор исследовательской компании "Технологии роста" Тамара Решетникова.
Основная часть промышленных товарных садов располагается в зоне аналогичного или близкого по своим характеристикам климата: с не такими низкими зимними температурами.
Как указывает глава крестьянско–фермерского хозяйства "Олешно" Вячеслав Надеин, в Петербург и Ленинградскую область европейские плодовые саженцы завозились крайне редко и в ограниченном количестве.
"Декоративный посадочный материал к нам ехал из Польши, Финляндии, Голландии, потому что требования к нему не такие строгие. Однако массово западные сорта у нас никогда не проходили районирование, то есть не считаются пригодными", — говорит он.
При всём этом отечественные саженцы тоже оказывается не так–то просто достать. По словам Вячеслава Надеина, уже около 5 лет небольшие фермерские хозяйства ощущают некоторый дефицит посадочного материала на рынке.
"Я связываю это с тем, что стали массово закладываться промышленные сады, которые забрали большую часть ресурса себе и для “любителей” его практически не осталось. Однако есть и положительные моменты: ожила переработка яблок, раньше её не было. Подняли голову небольшие производители сидра, пастилы, мармелада, кондитерской начинки. Повышение спроса на яблоки с их стороны способствовало росту востребованности саженцев", — говорит он.
По данным комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, по состоянию на 10 октября в отчитывающихся хозяйствах было собрано 469 тонн плодово–ягодных культур — 114% к плану. Сбор фруктов ещё продолжается. В 2021 году в регионе собрали всего 182 тонны плодово–ягодных культур.
Стоит заметить, что в 2022 году на получение бюджетных субсидий на закладку и уход за многолетними насаждениями в Ленинградской области заявилось всего два хозяйства.