Петербургский автопром после бурного развития оказался в тупике

За последние годы в Петербурге и области закрылись автозаводы General Motors, Ford и Toyota. На днях национализирован местный Nissan. Автокластер, которым так гордились губернаторы Петербурга, по сути приказал долго жить.

В 2022 году петербургский автокластер демонстрирует крупнейшее падение производства за всю свою историю. По данным Петростата, объём производства автомобилей за 8 месяцев составил в городе лишь 14,5% от уровня аналогичного периода прошлого года. Оборот организаций в этой отрасли снизился на 62,4%, до 131,8 млрд рублей, а объём отгрузки — на 62,5%, до 124,9 млрд (более подробно см. инфографику).

Поставили на стоп

Напомним, весной этого года три петербургских автомобильных предприятия — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейеры, сославшись на сложности с поставкой иностранных запчастей. Кроме того, на неопределённый срок заморожен инвестпроект Hyundai по реконструкции бывшего петербургского завода GM в Шушарах стоимостью 36 млрд рублей.
Сроки простоя с тех пор неоднократно продлевали. В начале осени Toyota сообщила о решении законсервировать петербургский завод. "После 6 месяцев простоя компания не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем", — пояснили в компании. Запущенный в 2007 году, этот завод выпускал седаны Toyota Camry, популярные у городской администрации, и кроссоверы Toyota RAV4. На нём трудилось около 2 тыс. человек.
На этой неделе стало известно ещё об одном уходе. Японский Nissan продал свои российские активы (управляемые компанией "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус") ФГУП "НАМИ", подведомственному Минпромторгу РФ. В контур сделки стоимостью 1 евро входят производственные и научно–исследовательские центры компании в Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве.
Петербургская площадка Nissan, открытая в 2009 году, выпускала модели Nissan X–Trail, Qashqai и Murano. Теперь гарантийным и послепродажным обслуживанием этих машин займётся АвтоВАЗ. При этом Nissan сохранил за собой право обратного выкупа компании и бизнеса в течение 6 лет.
В Минпромторге сообщили, что формат сделки позволит петербургскому предприятию сохранить работоспособность. В пресс–службе российского представительства Nissan отказались от дополнительных комментариев. В АвтоВАЗе переадресовали во ФГУП "НАМИ" вопрос о возможном использовании мощностей завода. Там на момент публикации не ответили на запрос "ДП".
Загрузить предприятие мощностью 100 тыс. автомобилей в год — практически нереальная задача: весь рынок новых легковых автомобилей в этом году оценивается примерно в 650 тыс. штук, и он продолжает падать, говорит руководитель отдела по работе с импортёрами компании "Газпромбанк Автолизинг" Александр Корнев.
По его предположению, ФГУП "НАМИ" может организовать здесь совместную сборку. "Из потенциальных партнёров — прежде всего китайских — относительно реальной выглядит кандидатура Chery и набирающего обороты JAC", — рассуждает Корнев. Напомним, что Chery уже собирала в России модели по контракту, но затем вернулась к практике импорта.
"Сейчас конъюнктура кардинально изменилась. Марка уже входит в топ–10 российского авторынка. К тому же помимо материнской марки у нас представлены суббренды Exeed и Omoda, ряд моделей которых используют единую платформу. Учитывая количество простаивающих сборочных предприятий, китайцы могли бы договориться о партнёрстве на хороших условиях", — полагает эксперт.

Взлёт и падение автопрома

Автокластер в Петербурге и Ленобласти появился в начале 2000–х. В те годы федеральные власти устанавливали высокие пошлины на ввоз иномарок и пресекали "серые" поставки. Между тем благосостояние населения страны росло, а вслед за ним и спрос на иномарки.
В 2002 году под Всеволожском открылся Ford, первый в стране иностранный автозавод полного цикла. Выпускаемые им модели Focus стали мечтой всех менеджеров среднего звена.
Следующих инвесторов привлекали общими усилиями. Так, после поездки губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Японию Toyota решила локализовать в городе своё производство. Предприниматель Игорь Щербаков (группа "Лаура") рассказывал, как оставил в США информацию об условиях для инвесторов в Петербурге, после чего с ним связались из General Motors.
Позднее здесь открыли заводы Nissan и Hyundai. Постепенно город и область стали крупнейшим в России автокластером, выпускавшим машины под иностранными брендами. Его вклад в общий объём производства легковых автомобилей в стране в разные годы оценивался в 20–30%. О размещении здесь своих заводов задумывались Suzuki, Fiat и Mercedes–Benz.
Первыми регион покинули американские автоконцерны: GM свернул производство в 2015 году, Ford — в 2019–м. Их сменили Hyundai, Nissan и Toyota, которые инвестировали в расширение, запускали в производство новые модели и наращивали экспорт. Совокупная мощность заводов автокластера региона достигла примерно 440 тыс. автомобилей в год.
Ситуация осложнилась с приходом пандемии в 2020 году. Заводы ушли в простой на несколько месяцев, а из–за закрытых границ начались проблемы с поставками комплектующих. Но потом всё–таки открылись.
После начала СВО на Украине заводы и вовсе остановили конвейеры, ссылаясь на сложности с логистикой поставок. К осени Toyota и Nissan фактически закрылись. По сути в городе остался лишь один автозавод — принадлежащий южнокорейскому Hyundai. Сроков, в которые он может быть запущен, в компании не сообщают. Но хорошая новость в том, что нет сообщений и о его предстоящем закрытии.

Казённые секреты

Конечно, у автокластера были и критики. Ряд экспертов сетовали, что автозаводы заняли значительные площади и получили преференции от властей, но поступления налогов от них были незначительными.
По данным Налоговой инспекции, на начало июля 2022 года петербургские автопромышленники выплатили в федеральный и региональный бюджеты 1 млрд рублей налога на прибыль. Это 0,3% от общих поступлений данного налога в бюджет города (319 млрд). По сравнению с аналогичным периодом 2020–го платежи сократились на 25%. Поскольку речь идёт о налоге на прибыль, надо понимать, что это выплаты в основном по итогам прошлого года.
Производители также должны платить налоги на имущество, а их работники — НДФЛ. Впрочем, если сопоставить 200 млн рублей налога на прибыль Nissan по итогам 2021 года с размером полученного дохода (3,1 млрд рублей), налоговая ставка составит 6,5%, что гораздо ниже установленной Налоговым кодексом (20%). По всей видимости, автокластер обладал определёнными налоговыми региональными поблажками.
Так, в отчёте по реализации стратегии социально–экономического развития Петербурга на период до 2035 года указывается, что в минувшем году продлены специальные инвестиционные контракты с Hyundai, Toyota и АвтоВАЗом (стороной соглашения которого является Nissan). СПИК предполагает пониженные ставки по налогу на прибыль и освобождение от имущественного налога.
Точные суммы недополученных денег в бюджетах чиновники не раскрывают.

Не крах, а трансформация

Добавим, что ситуация на рынке в целом не внушает оптимизма: в России падает и производство новых легковых автомобилей, и спрос на них. По данным Росстата, за 8 месяцев 2022 года выпуск новых легковых автомобилей в стране сократился на 64,6%, до 325 тыс. штук. Если в конце 2021 года в России машины производили 19 предприятий, то в октябре 2022–го они сходят с конвейера только в трёх. Это АвтоВАЗ, УАЗ и Haval в Тульской области. Остальные, как сообщили ДП в аналитическом агентстве "Автостат", остановлены из–за санкционных ограничений или нехватки комплектующих.
И всё же назвать ситуацию полным крахом пока нельзя. Скорее, речь идёт о серьёзной трансформации. Так, в конце сентября калининградский "Автотор" дособирал автомобили Hyundai и Kia из имевшихся запасов комплектующих, начал переналадку конвейера и подготовку к запуску сборки новых брендов. В конце сентября запустили выпуск отечественных электромобилей Evolute в Липецкой области. В том же месяце общественности представили российский внедорожник Aurus Komendant, выпуск которого начнётся в конце 2022 года в Татарстане.
Какие–то перспективы (правда, пока туманные) есть и у петербургского Nissan. А список потенциальных интересантов на покупку площадки Toyota невелик, полагает эксперт Александр Корнев.
"Своих разработок, которые можно было поставить на конвейер, в России пока нет, а потенциальные бейдж–инжиниринговые партнёрства не обещают экономически обоснованных объёмов выпуска", — поясняет он.
По мнению эксперта, с учётом закрытых Nissan и Toyota, а также простаивающего Hyundai было бы логично создать в Петербурге мощный автомобильный кластер с производством полного цикла, включая двигатели и трансмиссии. Но разработка и организация этого производственного процесса — это в лучшем случае среднесрочная перспектива.
Сделка с Nissan очень похожа на выход Renault из российского бизнеса. Сценариев сохранения петербургского Nissan несколько. Первый — производство электромобилей российских марок. Здесь можно провести аналогию с заводом Renault и брендом "Москвич" или с предприятием в Липецкой области по выпуску электромобилей Evolute, у которого производственная мощность составляет 100 тыс. машин, как и у завода Nissan. Учитывая, что в последние полгода со стороны российских властей идёт много разговоров о развитии электромобилей, не исключено, что и площадка в Петербурге будет загружена под эти цели. Второе возможное направление — выпуск автомобилей китайских брендов, масштабирующих свою деятельность в России. Кстати, это могут быть также и электромобили. Третье — возможное расширение производственных мощностей АвтоВАЗа. Но петербургская площадка удалена от его основных мощностей, поэтому логистически неудобна, если только не будет ориентирована на рынок Северо–Запада. Правда, в этом случае объёмы производства не будут составлять даже 25% от производственной мощности. Так что этот путь менее реалистичен. Ещё один путь — контрактное производство автомобилей различных марок. В первую очередь российских и азиатских.
Денис Гаврилов
Автоэксперт
Ожидать запуска петербургского завода Hyundai в этом году, думаю, не стоит. При нынешних объёмах рынка корейскому автоконцерну, скорее всего, выгоднее будет ввозить автомобили из–за рубежа (в том числе и по параллельному импорту), чем возобновлять производство. Хотя лично мне обидно, что так происходит, потому что на заводе в Петербурге выпускались очень популярные у россиян модели.
Азат Тимерханов
руководитель пресс–службы аналитического агентства "Автостат"
Безусловно, приостановка деятельности петербургского завода Nissan может стать поводом причинения существенных убытков лизинговым компаниям. Так, в классической трёхсторонней схеме заключения договора купли–продажи между лизинговой компанией, лизингополучателем и поставщиком в настоящий момент последний связан сроками производства техники с заводом–изготовителем. Ломящиеся стоянки дилеров европейских и японских марок давно ушли в прошлое. В этих условиях невозможность поставки, когда средства лизинговой компании перечислены поставщику (который уже транслировал их заводу–изготовителю), ляжет тяжким бременем на лизингодателя. Разумеется, лизингодатели будут стараться обеспечить компенсацию этих убытков за счёт средств поставщиков и лизингополучателей, но зачастую финансовое положение последних этого сделать не позволяет.
Сергей Шишкин
директор по правовым вопросам компании "Интерлизинг"
"Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус" передаёт свои активы государству. Данная сделка имеет важное значение для отрасли. В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: сохраняются ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места — а это около 2 тыс. сотрудников предприятия. ФГУП "НАМИ" имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнёров, создавать совместные предприятия. АвтоВАЗ будет осуществлять послепродажное обслуживание автомобилей Nissan, а также поставлять запчасти.
Денис Мантуров
заместитель председателя правительства РФ, министр промышленности и торговли