За последние годы в Петербурге и области закрылись автозаводы General Motors, Ford и Toyota. На днях национализирован местный Nissan. Автокластер, которым так гордились губернаторы Петербурга, по сути приказал долго жить.
В 2022 году петербургский автокластер демонстрирует крупнейшее падение производства за всю свою историю. По данным Петростата, объём производства автомобилей за 8 месяцев составил в городе лишь 14,5% от уровня аналогичного периода прошлого года. Оборот организаций в этой отрасли снизился на 62,4%, до 131,8 млрд рублей, а объём отгрузки — на 62,5%, до 124,9 млрд (более подробно см. инфографику).
Поставили на стоп
Напомним, весной этого года три петербургских автомобильных предприятия — Hyundai, Toyota и Nissan — остановили конвейеры, сославшись на сложности с поставкой иностранных запчастей. Кроме того, на неопределённый срок заморожен инвестпроект Hyundai по реконструкции бывшего петербургского завода GM в Шушарах стоимостью 36 млрд рублей.
Сроки простоя с тех пор неоднократно продлевали. В начале осени Toyota сообщила о решении законсервировать петербургский завод. "После 6 месяцев простоя компания не видит реалистичной возможности для возобновления производства в будущем", — пояснили в компании. Запущенный в 2007 году, этот завод выпускал седаны Toyota Camry, популярные у городской администрации, и кроссоверы Toyota RAV4. На нём трудилось около 2 тыс. человек.
Читайте также:
Автопром
Автозаводы взяли тайм–аут на размышление
На этой неделе стало известно ещё об одном уходе. Японский Nissan продал свои российские активы (управляемые компанией "Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус") ФГУП "НАМИ", подведомственному Минпромторгу РФ. В контур сделки стоимостью 1 евро входят производственные и научно–исследовательские центры компании в Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве.
Петербургская площадка Nissan, открытая в 2009 году, выпускала модели Nissan X–Trail, Qashqai и Murano. Теперь гарантийным и послепродажным обслуживанием этих машин займётся АвтоВАЗ. При этом Nissan сохранил за собой право обратного выкупа компании и бизнеса в течение 6 лет.
В Минпромторге сообщили, что формат сделки позволит петербургскому предприятию сохранить работоспособность. В пресс–службе российского представительства Nissan отказались от дополнительных комментариев. В АвтоВАЗе переадресовали во ФГУП "НАМИ" вопрос о возможном использовании мощностей завода. Там на момент публикации не ответили на запрос "ДП".
Загрузить предприятие мощностью 100 тыс. автомобилей в год — практически нереальная задача: весь рынок новых легковых автомобилей в этом году оценивается примерно в 650 тыс. штук, и он продолжает падать, говорит руководитель отдела по работе с импортёрами компании "Газпромбанк Автолизинг" Александр Корнев.
По его предположению, ФГУП "НАМИ" может организовать здесь совместную сборку. "Из потенциальных партнёров — прежде всего китайских — относительно реальной выглядит кандидатура Chery и набирающего обороты JAC", — рассуждает Корнев. Напомним, что Chery уже собирала в России модели по контракту, но затем вернулась к практике импорта.
"Сейчас конъюнктура кардинально изменилась. Марка уже входит в топ–10 российского авторынка. К тому же помимо материнской марки у нас представлены суббренды Exeed и Omoda, ряд моделей которых используют единую платформу. Учитывая количество простаивающих сборочных предприятий, китайцы могли бы договориться о партнёрстве на хороших условиях", — полагает эксперт.
Взлёт и падение автопрома
Автокластер в Петербурге и Ленобласти появился в начале 2000–х. В те годы федеральные власти устанавливали высокие пошлины на ввоз иномарок и пресекали "серые" поставки. Между тем благосостояние населения страны росло, а вслед за ним и спрос на иномарки.
В 2002 году под Всеволожском открылся Ford, первый в стране иностранный автозавод полного цикла. Выпускаемые им модели Focus стали мечтой всех менеджеров среднего звена.
Следующих инвесторов привлекали общими усилиями. Так, после поездки губернатора Петербурга Валентины Матвиенко в Японию Toyota решила локализовать в городе своё производство. Предприниматель Игорь Щербаков (группа "Лаура") рассказывал, как оставил в США информацию об условиях для инвесторов в Петербурге, после чего с ним связались из General Motors.
Позднее здесь открыли заводы Nissan и Hyundai. Постепенно город и область стали крупнейшим в России автокластером, выпускавшим машины под иностранными брендами. Его вклад в общий объём производства легковых автомобилей в стране в разные годы оценивался в 20–30%. О размещении здесь своих заводов задумывались Suzuki, Fiat и Mercedes–Benz.
Первыми регион покинули американские автоконцерны: GM свернул производство в 2015 году, Ford — в 2019–м. Их сменили Hyundai, Nissan и Toyota, которые инвестировали в расширение, запускали в производство новые модели и наращивали экспорт. Совокупная мощность заводов автокластера региона достигла примерно 440 тыс. автомобилей в год.
Ситуация осложнилась с приходом пандемии в 2020 году. Заводы ушли в простой на несколько месяцев, а из–за закрытых границ начались проблемы с поставками комплектующих. Но потом всё–таки открылись.
После начала СВО на Украине заводы и вовсе остановили конвейеры, ссылаясь на сложности с логистикой поставок. К осени Toyota и Nissan фактически закрылись. По сути в городе остался лишь один автозавод — принадлежащий южнокорейскому Hyundai. Сроков, в которые он может быть запущен, в компании не сообщают. Но хорошая новость в том, что нет сообщений и о его предстоящем закрытии.