Ряд федеральных инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса в Петербурге игнорируются, реализуются запоздало или в искажённом виде. Эксперты полагают, что это вечная история и тут не поможет даже попытка перенять московский опыт.
Ассоциации, защищающие права предпринимателей, регулярно жалуются на то, что региональная власть работает недостаточно эффективно и бизнес оказывается лишён той поддержки, на которую вправе рассчитывать, согласно решениям федерального центра. В Смольном с этими претензиями категорически не согласны и настаивают, что всё делается в строгом соответствии с законом. Похоже, что всё дело в исторически сложившихся особенностях деловой среды Северной столицы.
Один год вместо семи
Ярким примером отсутствия консенсуса между властью и бизнесом является политика города в отношении нестационарных торговых объектов (НТО). В марте 2022 года вступил в силу федеральный закон №58–ФЗ, согласно которому арендаторы государственной и муниципальной земли вправе автоматически продлить договоры на 3 года без торгов, заключив для этого с арендодателем дополнительное соглашение.
Касается это только договоров аренды. Между тем, по словам председателя РОО "Содействие малому бизнесу" Янины Гришиной, несколько лет назад Смольный активно предлагал предпринимателям перейти на другую форму — договор на размещение НТО. При этом власти ссылались на то, что это будет выгоднее для бизнеса. "Получилось, что те, кто тогда последовал этому совету, прогорели", — рассуждает Гришина.
Однако тогда же, в марте, федеральное правительство приняло постановление № 353, которое как раз касается и договоров второго типа: оно предполагает возможность их продления на срок до 7 лет. Но точные сроки и порядок продления должны были устанавливаться нормативным правовым актом субъекта РФ.
Нынешним летом депутат петербургского ЗакСа Ирина Иванова внесла такой законопроект, который предполагал продление договоров на размещение НТО, рынков и ярмарок на максимально допустимый срок — 7 лет. Однако документ так и не получил положительного заключения губернатора. "На заседании штаба при вице–губернаторе Алексее Корабельникове в конце июля было сказано, что такое продление в городе будет, но всего лишь на 1 год. И оформляться оно будет постановлением правительства, а не законом. То есть на большую поддержку власти не пошли, несмотря на прямое указание правительства РФ", — рассказала Ирина Иванова "ДП".
В комитете имущественных отношений Санкт–Петербурга (КИО), комментируя эту тему, ссылаются на региональный закон № 165–27, который устанавливает возможность заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона, в том числе в случае размещения объекта на новый срок в том же месте. Также в комитете сообщили, что разработали проект постановления правительства Петербурга "О проекте закона “Об установлении сроков и порядке продления договоров на размещение НТО и договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения НТО”". "В настоящее время документ проходит согласование в исполнительных органах государственной власти", — говорится в официальном комментарии КИО.
Всего, по данным комитета, в 2022 году заключён 171 договор на размещение НТО, расторгнуто 146. Накануне КИО опубликовал на своём сайте сведения о новых объектах нежилого фонда, которые город предлагает субъектам МСП в аренду без проведения торгов в порядке государственной преференции.
Как отмечает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко, в городе действительно сложилась непростая ситуация с арендной недвижимостью. С одной стороны, для властей присутствие бизнеса на какой–либо территории — это некая гарантия. С другой — в Смольном понимают, что бизнес может захотеть сменить адрес и перекочевать под юрисдикцию другой налоговой инспекции. "Тогда непонятно, что придётся делать с долгосрочными контрактами. А в новой реальности организации оказались в сложной ситуации и часть из них объективно будет закрываться", — говорит эксперт.
Корпорация "Госларёк"
Этим проблемы с НТО далеко не исчерпываются. В начале 2021 года правительство РФ опубликовало распоряжение № 208–Р, рекомендующее регионам всячески содействовать работе малоформатной торговли. Однако в Петербурге этой поддержки бизнес не ощутил. Более того, часть экспертов, с которыми пообщался "ДП", считают, что малоформатную торговлю, наоборот, стали "уничтожать под любыми предлогами".
"Поправок в региональные акты насчёт ярмарок нет, хотя бизнес их предлагает, — отмечает Янина Гришина. — На практике вообще обычно случается так, что установленный на законных основаниях объект через пару лет становится нелегальным благодаря вновь опубликованным документам от городского правительства. Например, изменения в постановление № 1830 от 2015 года уменьшили размеры объектов, сделав таким образом некоторые из них нелегальными".
Гришина полагает, что у чиновников само понятие НТО ассоциируется исключительно с мелкими киосками и шавермами. Хотя на деле к таковым могут относиться и автостоянки, и автосервисы, и довольно большие объекты общепита.
У города своё видение работы с малоформатной торговлей. Подразумевающее в том числе и её централизацию. В этом году власти предлагали поступить по примеру Москвы и установить госларьки, о чём заявлял глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Кирилл Соловейчик. На эти цели в 2023 году потребуется 360 млн рублей.
Депутат Ирина Иванова подтвердила, что к ней поступали обращения, касающиеся закупки госларьков. "Возможно, на сегодняшний день этого не стоит делать, чтобы сэкономить деньги. Я написала письмо в КИО. Хотелось бы, чтобы провели совещание, на котором показали бы нам план мероприятий, программу, стоимость каждого ларька. Какая необходимость реализовывать этот проект именно сейчас — совершенно непонятно", — говорит она.