Верхи хотят, низы не могут: малый бизнес сетует на проблемы с господдержкой

Автор фото: Vostock-photo

Ряд федеральных инициатив по поддержке малого и среднего бизнеса в Петербурге игнорируются, реализуются запоздало или в искажённом виде. Эксперты полагают, что это вечная история и тут не поможет даже попытка перенять московский опыт.

Ассоциации, защищающие права предпринимателей, регулярно жалуются на то, что региональная власть работает недостаточно эффективно и бизнес оказывается лишён той поддержки, на которую вправе рассчитывать, согласно решениям федерального центра. В Смольном с этими претензиями категорически не согласны и настаивают, что всё делается в строгом соответствии с законом. Похоже, что всё дело в исторически сложившихся особенностях деловой среды Северной столицы.

Один год вместо семи

Ярким примером отсутствия консенсуса между властью и бизнесом является политика города в отношении нестационарных торговых объектов (НТО). В марте 2022 года вступил в силу федеральный закон №58–ФЗ, согласно которому арендаторы государственной и муниципальной земли вправе автоматически продлить договоры на 3 года без торгов, заключив для этого с арендодателем дополнительное соглашение.
Касается это только договоров аренды. Между тем, по словам председателя РОО "Содействие малому бизнесу" Янины Гришиной, несколько лет назад Смольный активно предлагал предпринимателям перейти на другую форму — договор на размещение НТО. При этом власти ссылались на то, что это будет выгоднее для бизнеса. "Получилось, что те, кто тогда последовал этому совету, прогорели", — рассуждает Гришина.
Однако тогда же, в марте, федеральное правительство приняло постановление № 353, которое как раз касается и договоров второго типа: оно предполагает возможность их продления на срок до 7 лет. Но точные сроки и порядок продления должны были устанавливаться нормативным правовым актом субъекта РФ.
Нынешним летом депутат петербургского ЗакСа Ирина Иванова внесла такой законопроект, который предполагал продление договоров на размещение НТО, рынков и ярмарок на максимально допустимый срок — 7 лет. Однако документ так и не получил положительного заключения губернатора. "На заседании штаба при вице–губернаторе Алексее Корабельникове в конце июля было сказано, что такое продление в городе будет, но всего лишь на 1 год. И оформляться оно будет постановлением правительства, а не законом. То есть на большую поддержку власти не пошли, несмотря на прямое указание правительства РФ", — рассказала Ирина Иванова "ДП".
В комитете имущественных отношений Санкт–Петербурга (КИО), комментируя эту тему, ссылаются на региональный закон № 165–27, который устанавливает возможность заключения договора на размещение НТО без проведения аукциона, в том числе в случае размещения объекта на новый срок в том же месте. Также в комитете сообщили, что разработали проект постановления правительства Петербурга "О проекте закона “Об установлении сроков и порядке продления договоров на размещение НТО и договоров аренды земельных участков, предоставленных для размещения НТО”". "В настоящее время документ проходит согласование в исполнительных органах государственной власти", — говорится в официальном комментарии КИО.
Всего, по данным комитета, в 2022 году заключён 171 договор на размещение НТО, расторгнуто 146. Накануне КИО опубликовал на своём сайте сведения о новых объектах нежилого фонда, которые город предлагает субъектам МСП в аренду без проведения торгов в порядке государственной преференции.
Как отмечает профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко, в городе действительно сложилась непростая ситуация с арендной недвижимостью. С одной стороны, для властей присутствие бизнеса на какой–либо территории — это некая гарантия. С другой — в Смольном понимают, что бизнес может захотеть сменить адрес и перекочевать под юрисдикцию другой налоговой инспекции. "Тогда непонятно, что придётся делать с долгосрочными контрактами. А в новой реальности организации оказались в сложной ситуации и часть из них объективно будет закрываться", — говорит эксперт.

Корпорация "Госларёк"

Этим проблемы с НТО далеко не исчерпываются. В начале 2021 года правительство РФ опубликовало распоряжение № 208–Р, рекомендующее регионам всячески содействовать работе малоформатной торговли. Однако в Петербурге этой поддержки бизнес не ощутил. Более того, часть экспертов, с которыми пообщался "ДП", считают, что малоформатную торговлю, наоборот, стали "уничтожать под любыми предлогами".
"Поправок в региональные акты насчёт ярмарок нет, хотя бизнес их предлагает, — отмечает Янина Гришина. — На практике вообще обычно случается так, что установленный на законных основаниях объект через пару лет становится нелегальным благодаря вновь опубликованным документам от городского правительства. Например, изменения в постановление № 1830 от 2015 года уменьшили размеры объектов, сделав таким образом некоторые из них нелегальными".
Гришина полагает, что у чиновников само понятие НТО ассоциируется исключительно с мелкими киосками и шавермами. Хотя на деле к таковым могут относиться и автостоянки, и автосервисы, и довольно большие объекты общепита.
У города своё видение работы с малоформатной торговлей. Подразумевающее в том числе и её централизацию. В этом году власти предлагали поступить по примеру Москвы и установить госларьки, о чём заявлял глава комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Кирилл Соловейчик. На эти цели в 2023 году потребуется 360 млн рублей.
Депутат Ирина Иванова подтвердила, что к ней поступали обращения, касающиеся закупки госларьков. "Возможно, на сегодняшний день этого не стоит делать, чтобы сэкономить деньги. Я написала письмо в КИО. Хотелось бы, чтобы провели совещание, на котором показали бы нам план мероприятий, программу, стоимость каждого ларька. Какая необходимость реализовывать этот проект именно сейчас — совершенно непонятно", — говорит она.

Проверочные работы

Ещё одна история связана с плановыми проверками малого бизнеса. До конца 2022 года на них, согласно постановлению правительства РФ № 336, действует мораторий. Эта практика на федеральном уровне введена с самого начала пандемии, чтобы снизить нагрузку на предприятия, и так оказавшиеся в беде. Однако петербургские предприниматели неоднократно жаловались "ДП", что отмена плановых проверок не отменила внеплановые, изящно называемые "проверочными мероприятиями".
Полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля в Петербурге возложены на комитет по контролю за имуществом (ККИ). Там утверждают, что реализуют полномочия "в строгом соответствии с ограничениями", указанными в правительственном постановлении.
При этом комитет контролирует использование и сохранность государственного имущества как собственник по отношению к этому имуществу, говорят в ККИ. "Объектом проводимых комитетом обследований являются не хозяйствующие субъекты, а объекты нежилого фонда и земельные участки", — добавляют там.
Елена Ткаченко указывает, что сейчас вовсю идут каскадные проверки по контрагентам. В ходе них вытаскивают контрагентов 7–8–го уровня, а это и есть малый бизнес, который участвовал в том или ином процессе на конкурсной основе. Эксперт высказывает опасение, что после такого опыта многим предпринимателям иметь дело с городом больше не захочется.

Дорога ложка к обеду

Собеседники "ДП" со стороны бизнеса также указывают, что некоторые дельные инициативы в Петербурге почему–то реализуются с серьёзным опозданием, если сравнивать с той же Москвой. Например, это касается установки на тротуарах выносных столиков для ресторанов. В 2020 году власти города разрешили рестораторам выносить мебель (столы, стулья, кресла, скамьи и другие предметы), но это касалось только стационарных заведений. Так что снова не у дел остались НТО (которых в этой сфере немало).
Два года стороны не могли прийти к консенсусу. В этом году губернатор Александр Беглов наконец подписал постановление, разрешающее размещать сезонную уличную мебель и тем и другим.
Лидер сообщества Resto GR Александр Ружинский считает, что эффект от выносных столиков рестораторы этим летом ощутили. "Был довольно хороший туристический трафик. Посадочные места на улице приносили рестораторам дополнительную выручку и способствовали заполнению брешей, которые возникли в отрасли в годы пандемии", — говорит он.
Комментируя тему поддержки рестораторов, Ружинский указывает, что Петербургу не хватает энергичности в исполнении тех или иных инициатив. Причём не важно, предложены они федеральным центром или региональным бизнес–сообществом. Впрочем, конкретно в истории со столиками понять власти можно: от жителей Петербурга поступали (и наверняка продолжают поступать) жалобы на загромождённые тротуары, шумных постояльцев заведений и грязь.

Консервативный город

В целом эксперты сомневаются, что вечные споры между бизнесом и властью когда–то закончатся. Исторически в Петербурге предприниматели всегда были недоверчивы к инициативам правительства.
"Иногда даже возникает обратный эффект: мера, к которой ожидали широкий интерес, в декабре оборачивается невыбранным бюджетом и проблемами у комитета, взявшегося за реализацию проекта. При этом бюджет и так свёрстан жёстко. Профицит формируется за счёт дохода нефтегазовых компаний, но он, мягко говоря, условный, — подчёркивает Елена Ткаченко. — Московским властям в этом плане проще: денег больше, политика взаимоотношений с малым бизнесом со времён Юрия Лужкова складывается благополучнее".
Не секрет, что за Петербургом давно и прочно закрепилась репутация излишне консервативного города относительно деловой активности. Ещё одна специфика местного бизнеса — стремление в любой непонятной ситуации уйти в тень. Меры поддержки требуют от предпринимателя играть в открытую, в том числе вести полностью белую бухгалтерию. Но, стремясь выживать в непростых условиях, фирмы не так уж редко выбирают уйти в серую зону, чтобы "оптимизировать" налоговые платежи. Лучшей мерой поддержки в этом случае они считают, если власть не проявляет к ним никакого интереса — ни с целью контролировать, ни с намерением действительно помочь.
До недавнего времени в Петербурге было достаточно много правильных инициатив по развитию малоформатной торговли, проводились ярмарки. НТО в Петербурге мало ещё с 2000–х годов, но это компенсируется большим предложением площадей на первых этажах. Павильоны открывают обычно из–за нехватки предложения на первых этажах домов. А в Петербурге ситуация с этим неплохая в силу старой застройки. НТО возникают не от хорошей жизни, обслуживать павильон дорого: нужно заботиться о его безопасности, отапливать. С точки зрения налогообложения это тоже дорого. В Москве с малоформатной торговлей сложилась уникальная история. Столичное правительство в своё время решило снести все объекты НТО и поставить вместо них городские. Поставило их и проводит аукционы. Но тут возникают проблемы. Например, перенести холодильник из одного угла киоска в другой — нужно это согласовывать с городом. Но в любом случае опыт Москвы не получится тиражировать ни у какого другого региона. На это нет денег.
Владлен Максимов
президент Ассоциации малоформатной торговли
Анализируя генезис отношений по линии частный бизнес — государство за последние 10–15 лет, нельзя сказать о масштабном экономическом эффекте. Такой КПД трудно объяснить одним фактором. Причин много, и природа их возникновения разнообразна. Одним из примеров полезных инициатив следует признать решение о введении моратория на внеплановые и выездные проверки деятельности бизнес–структур. Со слов предпринимателей, такие проверки деструктивно влияют на обеспечение эффективного ведения дел. Процедура проверок выглядит крайне негибкой и бюрократизированной. При этом следует понимать, что, например, камеральные проверки бизнеса идут в стандартном формате. То есть государство осуществляет необходимый контроль за бизнес–сферой.
Максим Максимов
доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г.В. Плеханова
Меры поддержки тщательно прорабатываются, в том числе с учётом обратной связи от представителей предпринимательского сообщества. Можно выделить узкие места, по которым нужно продолжать работу. Например, условия предоставления помощи, бюрократические издержки и т. д. Опасение вызывает и расширение доступа к финансированию, которое может и не оказать большого эффекта. Большинство предпринимателей не рискнут брать кредиты в связи с неопределённостью экономической ситуации и низкой рентабельностью.
Лев Кузнецов
директор СПб ГБУ "Центр развития и поддержки предпринимательства"