"Ленэнерго" в арбитраже добилось признания за ним прав на 24 км сетей в петербургском метро.
В Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти завершился процесс, в ходе которого ПАО "Россети Ленэнерго" и ГУП "Петербургский метрополитен" отстаивали свои права на кабельные сети, проложенные в городской подземке.
Изначально сетевая компания просила признать за ней права на 37,5 км кабельных сетей. Инженерные коммуникации в 2011 году проложило АО "Санкт–Петербургские электрические сети" (СПбЭС), подрядчиком выступило ООО "Норд–Вест–Энерго" (впоследствии "Норд–Вест–Энерго–Кабель"). Потребность в прокладке линий была обусловлена договором между ФГБУ "Дирекция по строительству и реконструкции объектов в Северо–Западном федеральном округе управделами президента РФ" и СПбЭС. Дирекции потребовалось провести технологическое подключение к энергоснабжению комплекса зданий Верховного суда и Судебного департамента при ВС на проспекте Добролюбова, указано в материалах арбитражного дела. По сути кабельные сети прошли транзитом по тоннелям подземки.
"В мае 2020 года деятельность СПбЭС была прекращена путём присоединения к ПАО “Россети Ленэнерго”. Право собственности на кабельные линии должно принадлежать ПАО, поскольку компания — правопреемник СПбЭС", — заявили "ДП" в сетевой компании.
В свою очередь, метрополитен заявил встречный иск, прося суд признать за ним право на 15,6 км кабельных сетей. По версии подземки, СПбЭС не передавали спорные кабельные сети "Ленэнерго" и не использовали, указано в материалах арбитражного дела.
"Бремя содержания сетей всё это время добросовестно нёс метрополитен, — отметили в пресс–службе ГУП. — Собственник сетей так и не был установлен. Бесхозяйное имущество не должно находиться в сооружениях метрополитена, оно должно быть демонтировано либо принято в хозяйственный оборот".
К слову, подземка использовала часть сетей для усиления надёжности электроснабжения тягово–понизительных подстанций на нескольких станциях ("Лесная", "Выборгская", "Чкаловская" и т. д.).
В ходе судебного процесса была проведена экспертиза, которая ответила на вопрос о том, какие именно кабельные сети и какой длины были проложены СПбЭС и их подрядчиками. "Ленэнерго" в арбитраже уточнило позицию, снизив свой запрос до 24 км.
Недавно арбитражный суд удовлетворил заявление истца и отказал метрополитену во встречном иске.
"Перед нами классический спор о признании права собственности на вещь в ситуации, когда кто–то это право оспаривает, считая, что вещь именно его, — комментирует этот процесс Мария Васильева, частнопрактикующий юрист по сопровождению энергетических проектов. — Очевидно, что “Ленэнерго” стало заложником ситуации. И ему потребовалось прибегнуть к судебной защите, чтобы подтвердить, что сети принадлежат именно ему".
По словам Анны Коняевой, управляющего партнёра "ЦПО Групп", подобные споры достаточно распространены. "Дело в том, что тут главенствует финансовая составляющая: чем больше сетевого оборудования на балансе у сетевой организации, тем на большую плату за передачу электроэнергии она может рассчитывать. Особенно выгодно для неё, если при этом в сети не нужно существенно вкладываться, как в случае данного спора, — ведь сети сравнительно новые", — поясняет эксперт.
В настоящее время метрополитен рассматривает вопрос о необходимости обжалования, сообщили "ДП" в Петербургском метрополитене. Однако, по мнению Марии Васильевой, шансы добиться отмены решения невелики.