Небольшие ювелирные мастерские готовы доплачивать за входящий металл вместо перехода на НДС. Общая система налогообложения грозит большинству из них ликвидацией.
С 1 января 2023 года должны вступить в силу изменения в Налоговый кодекс РФ, исключающие для производителей и продавцов ювелирных изделий возможность работы на патентной и упрощённой системе налогообложения (УСН). Сейчас небольшие мастерские обычно работают именно на УСН, а розница — по патенту. Если с января им всем придётся платить НДС, это означает гибель для отрасли, уверены эксперты.
Все входящие платно
В качестве более демократичного варианты предприниматели предлагают облагать спецналогом входящий металл. Доплата в этом случае будет посильной, а государство получит дополнительные налоговые поступления, ради чего всё и затевалось. При разработке законопроекта Минфин рассчитывал, что бюджет получит 20–30 млрд рублей. По данным Минэкономразвития, за 2021 год малый ювелирный бизнес заплатил в виде налогов 12,3 млрд рублей. Эксперты петербургского Союза ювелиров отмечают, что налог на поступающий металл даст в бюджет дополнительно 20 млрд рублей.
В реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 октября в Петербурге числилось 846 субъектов МСП ювелирной отрасли, из них 274 имеют ОКВЭД "Производство ювелирных изделий и аналогичных изделий", 572 — "Розничная торговля ювелирными изделиями". Согласно данным УФНС, в прошлом году по упрощённой и патентной системам налогообложения работали 846 субъектов МСП, которые совместно заплатили налогов на 350 млн рублей.
Как отметил в беседе с "ДП" владелец ООО "Диамида" и член совета Ассоциации ювелиров Петербурга Армен Манукян, при условии введения налога на входящий металл он подорожает на 10–12%. Стоимость самих ювелирных изделий при этом вырастет на 10–15%. Но это позволит бизнесу продолжить работать.
В Союзе ювелиров видят ещё две возможные альтернативы. Одна из них — перевод всего ювелирного бизнеса на упрощённый налог 6%. Другой вариант — вообще отказаться от нововведений, оставив всё как есть. "Последнее возможно скорее в идеальном мире. В реальности хотелось бы, чтобы на вступление в силу касающихся отрасли пунктов предоставили отсрочку на год или два. Чтобы мы успели проработать с властью вопрос о том, как и не потерять бизнес, и увеличить налоговые поступления в бюджет", — говорит владелица бренда "Очень красивое серебро", председатель Ассоциации ювелиров "Санкт–Петербург+" Анна Романовская. Кстати, в Минэкономразвития ранее выступали за отсрочку вступления закона в силу, но с этим не согласился Минфин.
Проблемы с доверием
По оценке члена комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Павла Тараканова, один из поводов отмены спецрежима — недоверие к бизнесу, боязнь возникновения серых схем и потери налогов. Участники рынка обращают внимание, что за незаконный оборот драгоценных металлов и так предусмотрена уголовная ответственность.
Эксперты факультета глобальных процессов МГУ провели исследование возможных последствий введения закона для отрасли. Согласно полученным данным, результаты могут быть плачевными — массовое закрытие малых ювелирных магазинов, сокращение каналов сбыта для крупных производителей. При условии введения НДС у 70% малых предприятий наметится спад активности, остальные начнут оптимизацию налогообложения. В итоге поступления в бюджет могут составить 3 млрд рублей вместо желаемых 20–30. И проигравшими окажутся и бизнес, и власти.
Основательница ювелирной марки E. Tolstaya Jewelry и мультибрендовых магазинов "47 Store" Екатерина Толстая считает, что единственно верным решением для сохранения отрасли будет отмена инициативы. "Она была пролоббирована интересами крупнейших ювелирных компаний. Если посмотреть на список отраслей, которым запрещено работать на УСН (банки, нефтедобыча и т. д.) и сравнить их с теми, кто изготавливает серебряные колечки и продаёт их за 2000 рублей, станет очевидно, что в отношении последних совершается грубейшая ошибка и несправедливость. У многих малых и средних участников ювелирного рынка доход составляет меньше, чем сумма, которую мы должны будем платить в виде НДС", — утверждает она. Если без компромисса не обойтись, по мнению предпринимательницы, можно отменить НДС для игроков с оборотом менее 150 млн в год — это порог, от которого весь остальной бизнес переходит на общую систему налогообложения.
"Претензия крупного бизнеса (с оборотом более 2 млн рублей за квартал. — Ред.) занять нишу, которую освободят малые предприятия, звучит нереалистично. Обеспечить необходимый ассортимент им не удастся. Крупные компании не будут держать розницу в отдалённых уголках страны, им это невыгодно. К тому же если нас переведут на НДС, то у крупного и малого бизнеса условия останутся разными. Крупный бизнес имеет серьёзную базу для возврата НДС, итоговая сумма отчислений этого налога на самом деле не такая большая, как это представляется", — отмечает Анна Романовская.
Ещё одна проблема — налогообложение остатков. Экономисты считают, что из–за нововведений произойдёт двойное налогообложение: НДС и налог на прибыль. Однако и это не всё. "Негативное влияние введения НДС для отрасли подтверждается мировой практикой. Так, в ОАЭ его ввели на все операции в 2018 году, ставка составила 5%. Это не такой критичный показатель, однако нововведение привело к спаду b2b communications (оборота между предпринимателями). Снизилось на 20% количество сделок, по которым внутри отрасли полуфабрикаты ювелирных изделий передавались от одной компании к другой", — отмечает доцент кафедры правоведения СЗУ РАНХиГС Георгий Алексеев.
Переход отрасли на общую систему налогообложения приведёт к увеличению налогов в разы, а также удорожанию администрирования. Чтобы вести отчётность, предпринимателю придётся брать в штат бухгалтера с высокой квалификацией. Это обойдётся примерно в 100 тыс. рублей в месяц. УСН позволяет привлекать бухгалтеров на аутсорсе.
Путь в тень
Предприниматели утверждают, что нововведение приведёт к потере большого количества рабочих мест. Стоит заметить, что большинство занятых в отрасли — это женщины в возрасте 50+, для который новое трудоустройство будет нелёгкой задачей.
Участники рынка считают, что при введении НДС компании неминуемо начнут уходить в серую зону. Армен Манукян обращает внимание, что физлицам в этом году разрешили покупать слитки драгметаллов без НДС.
"Для серых предприятий схема будет очень простой: попросил соседа купить тебе слиток, изготавливаешь изделия и продаёшь их через интернет или по знакомым. Самое главное, что людей, покупающих слитки, сейчас не контролируют никакие структуры. Согласно статистике, за этот год физлицам продали более 20 тонн металла. Вопрос: куда слитки деваются?" — говорит он и добавляет, что снижение доступности легальных изделий только усугубит развитие серого рынка.
Возможна и такая практика, как оформление деятельности по ОКВЭД "Ремонт часов и ювелирных изделий": он НДС облагаться не будет. Эксперты допускают, что бизнес начнёт дробиться на мелкие компании.
Согласно ст. 145 Налогового кодекса, предприниматели, у которых за последний квартал сумма выручки от реализации товаров не превысила 2 млн рублей, получают освобождение на год от исполнения обязанностей плательщика НДС.