Эстония досрочно запрещает импорт и транзит российской нефти. Хотя замены грузовой базы для логистического сектора страны пока не нашлось.
Эстонское правительство решило досрочно полностью отказаться от закупок и транзита российской нефти. Соответствующее постановление приняло правительство страны 27 октября, сообщило информационное агентство BNS. Анонсированное в шестом санкционном пакете Евросоюза эмбарго на поставки сырой нефти из России вступает в силу лишь 5 декабря.
Примечательно, что у Эстонии нет собственных нефтеперерабатывающих заводов и для внутреннего потребления страна закупает готовый бензин и другие нефтепродукты, запрет на которые распространится с 5 февраля. Таким образом, республика решила отказаться от российского топлива почти на 3 месяца раньше допустимого срока. На этой неделе глава эстонского МИД Урмас Рейнсалу в беседе с журналистами допустил, что страна попытается согласовать сокращение переходного периода на уровне всего ЕС.
По данным Eurostat, Эстония получает значительную часть нефтепродуктов из других стран Евросоюза. По итогам 2021 года на страны, не входящие в ЕС, пришлось 1,12 млн т поставок, тогда как на членов ЕС — 910 тыс. т, то есть почти 45% от общего числа. При этом Россия является крупнейшим нефтяным партнёром Эстонии. За прошлый год РФ продала соседнему государству 940 тыс. т нефтепродуктов на 407 млн евро. Львиную долю также обеспечил поток топлива из других стран Северной Европы — 617 тыс. т из Литвы, 258 тыс. т из Финляндии.
Но в нынешнем году Эстония активно пересматривает свои торговые отношения с другими странами. Например, с февраля полностью остановился импорт нефти из Беларуси, которая в 2021 году отгрузила 87,9 тыс. т топлива. Вес России хоть и остаётся существенным, но значительно сократился. Если за период с января по июнь прошлого года отгрузки из РФ составили примерно 571 тыс. т, то за тот же период нынешнего года — только 314 тыс. При этом список значимых поставщиков топлива на эстонский рынок пополнился Казахстаном, который, начав увеличивать отгрузки с середины весны, поставил в апреле–июне 41,8 тыс. т нефтепродуктов, что более чем в 3 раза превышает весь объём 2021 года.
Однако ценность российской нефти для Эстонии не столько в выделяемой при её сгорании энергии, сколько в том, что она обеспечивает грузовую базу для местных транспортных компаний. Перевозка и складирование российских товаров составляют 3–4% ВВП Эстонии, а без закупок и транзита нефти из РФ национальный железнодорожный перевозчик Eesti Raudtee может потерять до трети оборота — такую оценку в конце апреля приводил представитель министерства экономики и коммуникаций страны Таави Аудо.
Пока нет сигналов, что у Эстонии есть замена выпавшему товарообороту. Если к тому же учесть уход с эстонских транспортных путей белорусских нефтепродуктов и удобрений, а также вынужденное переориентирование российских компаний с портов Прибалтики на терминалы Северо–Запада России. Однако маловероятно, что эти потери станут критическими для экономики государства в целом.