В Республике Коми отказались от покупки самолёта для пополнения парка АО "Комиавиатранс" из-за того, что воздушное судно в лётной годности найти не получилось.
Об этом во вторник, 1 ноября, во время обсуждения в Госсовете Коми сообщил исполняющий обязанности министра экономического развития и промышленности республики Евгений Пономаренко. Запланированные на приобретение самолёта средства решили направить на ремонт имеющихся вертолётов.
Первый зампредседателя правительства Коми Эльмира Ахмеева пояснила, что "на рынке практически ничего нет, а то, что предлагается, это "коты в мешке", которых мы не будем покупать, даже если бы были свободные денежные средства" (цитата по агентству БНК). По её словам, перед приобретением представители республики "детально осмотрели" самолёт и решили отказаться от его покупки, так как 100-процентной уверенности в его лётной годности не было.
Поддержание вертолётного парка Ахмеева назвала достаточным для выполнения пассажирских перевозок и авиапатрулирования лесов в пожароопасный сезон. Самолётные перевозки, по её словам, прибыли республике не приносят, так как являются субсидируемыми.
В апреле власти Коми заявляли о планах приобрести самолёт Ан-24, чтобы обеспечить внутренние перевозки. На тот момент стоимость судна оценивалась в 50-60 млн рублей, при этом отмечалось, что спрос на эти самолёты в России значительно вырос. Воздушный парк АО "Комиавиатранс" на середину апреля составляли 32 вертолёта Ми-8, 10 из которых находятся в состоянии лётной годности, четыре самолета
L-410, из которых в лётной годности был только один, а также два самолета Ан-24 — они были взяты в аренду до конца 2022 года.
АО "Комиавиатранс" — единственная региональная авиакомпания в Республике Коми. В правительстве Коми отмечали, что авиаперевозки составляют только 10% выручки регионального авиапредприятия, 48% – авиаработы, ещё 42% – аэропортовое обслуживание.
В 2013-2014 годах "Комиавиатранс" приобрёл четыре новых чешских самолёта L-410, а затем — шесть бразильских Embraer ERJ 145: они закупались в лизинг через компанию "Газтехлизинг" под гарантии правительства Республики Коми. Опыт приобретения иностранных самолётов глава Коми Владимир Уйба назвал печальным и отметил, что самолёты Embraer "не просто не полетели, а разорили компанию". В ноябре прошлого года их решили продать, были и планы отказаться от самолётов Ан-24. Выйти на безубыточность "Комиавиатранс" планировал за счёт развития вертолётных авиаперевозок.
После начала спецоперации на Украине Евросоюз и США запретили продажу самолётов, запчастей и оборудования российским авиакомпаниям. Им также запретили получать услуги по страхованию и техническому обслуживанию, авиаперевозчики лишились около 10% всех иностранных самолётов.