В российские порты Балтийского бассейна возвращается уголь, но о восстановлении разрушенных логистических цепочек речь не идёт.
По итогам октября отгрузка угля в направлении портов Северо–Запада составила 4,7 млн тонн, что на 9% выше показателя аналогичного периода 2021 года, сообщает ОАО "РЖД". "Угольщики адаптируются к изменившимся условиям и наращивают объём погрузки экспортного угля в адрес портов Северо–Запада", — указывается в релизе.
Однако такую положительную динамику следует воспринимать не как маркер восстановления товарных потоков через Санкт–Петербург и прилегающие регионы, а в качестве сигнала о том, что пропускные мощности Восточного полигона всё ещё остаются перегруженными.
В начале октября в ходе дискуссии на форуме "Российская энергетическая неделя" замминистра энергетики Сергей Мочальников подтвердил сохраняющийся дефицит провозных возможностей на Дальнем Востоке. Приоритетными регионами сбыта отечественного угля в свою очередь стали страны Азии. Европейский рынок закрылся в августе после вступления в силу эмбарго ЕС на уголь из РФ.
Китай и Индия действительно значительно увеличивают закупки сырья из России. По данным индийского аналитического агентства Steelmint, за период с января по сентябрь 2022 года поставки коксующегося угля из РФ в Индию составили 1,5 млн тонн, уже превысив результат в 1,3 млн тонн за весь 2021 год. Отгрузки энергетического угля за 9 месяцев год к году выросли более чем в 2,5 раза — с 2,2 млн до 5,7 млн тонн.
Главное таможенное управление КНР сообщает, что только за август РФ поставила в страну 8,54 млн тонн угля, что на 57% больше, чем за аналогичный месяц 2021 года. Это рекордный объём отгрузки с 2017 года (до этого статистика не велась). При этом Китай существенно увеличивает закупки угля и из Индонезии.
Но из–за гораздо более длинного транспортного плеча отправка угля из портов Балтийского бассейна в Азию оказывается существенно менее выгодной, чем с Дальнего Востока. В презентации Минэнерго к октябрьскому совещанию по вопросам экспортных поставок российского угля, которую опубликовал профильный канал "СоветБезРынка", приводятся подсчёты министерства. Согласно представленным данным, для поставок энергетического угля из Кемеровской области в Китай в сентябре ставка фрахта составляла 4,5 тыс. рублей за тонну при отправке из порта Усть–Луга, тогда как при отправке из порта Находка — всего 600 рублей за тонну, то есть в 7,5 раза дешевле. При этом Минэнерго прогнозирует стоимость фрахта на I квартал 2023 года в 5,1 тыс. рублей за тонну для Усть–Луги и 680 рублей для Находки.
На индийское направление ставки для Северо–Запада ниже, но всё равно больше в несколько раз, чем для портов Дальнего Востока. Для Усть–Луги в сентябре стоимость фрахта находилась на уровне 3,6 тыс. рублей за тонну, для Находки — 900 рублей. В начале 2023 года, по прогнозам, для обоих направлений они возрастут примерно на 10%.
Но специалисты отмечают, что российский уголь во многих странах становится более конкурентоспособен из–за его продаж с дисконтом, поэтому спрос на него растёт. Как отмечает заместитель руководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев, часть угольных потоков в Турцию и страны Северной Африки проходит через порты Балтики.