Импортозамещение программного обеспечения тормозится из–за пиратства и того, что российские пользователи не привыкли платить за сервисы и подписку на них. Но постепенно ситуация исправляется.
Несмотря на то что многие западные технологические корпорации ограничивают российским пользователям доступ к своим продуктам, в обороте остаётся огромное количество пиратских копий. Как частные лица, так и компании продолжают активно пользоваться ими, вместо того чтобы переходить на отечественные аналоги ПО. Всё это наносит ущерб компаниям–разработчикам и тормозит развитие отрасли в целом.
На эту проблему обратил внимание Павел Калякин, генеральный директор "МойОфис", на встрече, состоявшейся 8 ноября в пресс–центре МИЦ "Известия". Компания предоставляет альтернативное ПО продуктам Microsoft, и её софт устанавливают государственные органы и предприятия. "История с пиратством — одна из самых негативных на рынке. В последнее время даже начали говорить о так называемом трофейном программном обеспечении", — заметил он.
Дмитрий Одинцов, директор по развитию TrueConf, которая разрабатывает корпоративные решения для видеоконференций, в свою очередь заметил, что сейчас на рынке большинство софта, который позиционируется как замена тех или иных сервисов (к примеру, популярного сервиса ведения конференций Zoom), на самом деле не может составить им достойную конкуренцию.
"После введения санкций мы заметили значительный рост интереса к нашим продуктам, потому что в отличие от Zoom все наши серверы находятся внутри страны. В России, к сожалению, всё ещё нет полноценной замены Zoom, потому что большинство позиционируемых как его альтернатива сервисов — это быстрые решения, сделанные на Open Source. Мы надеемся, что на рынке что–то появится, но есть проблема. Если ориентироваться только на российский рынок — это очень маленький контингент пользователей и небольшой процент клиентов, оплачивающих подписку. Российским IT–компаниям не обойтись без экспорта в дружественные страны, но всё зависит от того, насколько будет велико доверие к нашим облачным технологиям", — объяснил он.
Дмитрий Панкрушев, директор по развитию бизнеса red_mad_robot, в комментарии "ДП" высказал мнение, что проекты в области импортозамещения необходимо защищать, так как "пиратят" не только импортное, но и отечественное ПО. Также нужно применять клиентоориентированные стратегии.
"Сделать продукт конкурентоспособным и функциональным. Предложить гибкие форматы подписок и конкурентные цены. Безусловно, это не должно стоить заоблачных денег", — говорит он.
Владислав Чернецкий, менеджер по продажам IT–решений компании Konica Minolta, согласен, что защищать софт от пиратов нужно. Но при этом следует учитывать, что создание максимально защищённого ПО существенно увеличивает стоимость его разработки.
Кирилл Хрушков, директор по корпоративной разработке компании IT_One, добавляет к этому, что необходимо создать софт, ценность которого значительно превысит его стоимость. Тогда пользователи, пусть и не все, будут готовы за него платить. Если же ценность софта будет низкой, то покупать его не будут, даже если цена на него ниже более качественных альтернативных решений.
"Стоит отметить, что российский пользователь начал активнее пользоваться платными подписками. Меняется культура пользователя, он понимает, что гораздо дешевле заплатить разумную сумму, чем тратить своё драгоценное время на поиск бесплатного решения или пользоваться ограниченной версией софта. Я думаю, что данный тренд сохранится, потому что ценность времени становится всё более высокой", — прогнозирует он.