Осталось ли в жизни место для праздника, и если да, то для какого. "ДП" выяснил, как в этом году изменились предпочтения потребителей культурных ценностей.
В Социально–художественном театре "ДП" рассказали, что новый сезон начался хорошо. "Я бы сказала, что зрители больше ходят, но решение о походе принимают в последний момент. Большой популярностью теперь пользуются спектакли “Анна Франк”, “Эмигранты”, “Циники”. Неизменна классика — спектакль “БЕЗ [идиот] А” по мотивам романа Ф. М. Достоевского “Идиот”", — отметила директор СХТ Алина Король.
Не страшнее ковида
В Большом театре кукол рассказали, что особых новых предпочтений у зрителей не появилось. В театре есть традиционно аншлаговые спектакли, есть менее популярные, но новых тенденций здесь не заметили. "После начала СВО меньше стали ходить, длилось это пару месяцев, может, полтора. После мобилизации если что–то и изменилось, то незначительно. Вот когда пошла новая волна COVID с середины сентября, то многие стали болеть и поток уменьшился", — подчеркнули в отделе продаж БТК.
"Людям хочется хотя бы на несколько часов вернуться в стабильную жизнь, поэтому они идут в театр. У нас практически всегда аншлаги, предпочтения не поменялись", — прокомментировала специалист по связям с общественностью театра "Мастерская" Татьяна Троянская. Среди фаворитов "Мастерской" остаются спектакли художественного руководителя Григория Козлова ("Старший сын", "Тартюф", "Дни Турбиных", "Тихий Дон", а также комедии ("Наш Авлабар", "Грёзы любви, или Женитьба Бальзаминова"), постановки для детей.
Антиутопий достаточно
Главный редактор журнала "Петербургский театрал" и заведующий литературной частью театра "Суббота" Владимир Кантор никаких новых тенденций в театре не заметил. "Я знаком с репертуаром других театров, но серьёзных перемен в зрительном зале не замечаю. Осень–зима — традиционно люди ходят в театр. Изменений в репертуаре, о которых можно говорить как о тенденции, я отметить не могу. Постановок про войну и до начала СВО было достаточно, как и антиутопий. Постановок о новой эмиграции вообще не могу назвать", — прокомментировал он.
"ДП" также направил запросы в несколько государственных театров — ТЮЗ и Александринский, но не получил ответов. Тем временем Александринский театр убрал из анонса премьеры "Один восемь восемь один" Бориса Акунина. Он написал эту пьесу специально для Александринки, но его имя пропало с афиш по инициативе министерства культуры. Ещё в августе зрителям приходила рассылка на электронную почту с напоминанием о премьере "Один восемь восемь один" — "в постановке Валерия Фокина, с музыкой Вячеслава Бутусова, на текст Бориса Акунина". Аналогичная ситуация произошла в Москве, в Российском молодёжном академическом театре, где идут четыре спектакля авторства писателя. Сам Акунин о случившемся знает и театры не осуждает. "Я сочувствую руководителям театров… Если человек решил: дело, которому ты служишь, важнее ущерба для твоей репутации — это тяжёлый выбор, от которого страдаешь ты сам, но не твой коллектив и не твои зрители", — написал он в своём телеграм–канале. По словам писателя, он не требует, чтобы безымянные спектакли сняли из репертуара. Наоборот, они могут идти до окончательного запрета и даже бесплатно. Как отметил Акунин, Александринский театр не может выплачивать ему авторские из–за санкций.
Среди частных учреждений от комментариев отказались театр "За Чёрной речкой" и Городской театр. 20 октября в Городском отменили спектакль "1984": как отмечается в его социальных сетях, "по не зависящим от театра причинам". 31 октября ту же постановку представили зрителям по–новому: в видеоформате и со встречей с режиссёром и актёрами. Администрация уточнила, что "вероятно, это последний раз, когда можно будет увидеть “1984”". Также в театре попрощались с антивоенным спектаклем "Красный цветок" по мотивам рассказов Всеволода Гаршина.
Неизменная классика
Петербургские музеи не отреагировали на вопросы "ДП" об изменении предпочтений посетителей. Официальные запросы были направлены в Эрмитаж, Русский музей и музей современного искусства "Эрарта". Не прокомментировали ситуацию также книжные магазины "Подписные издания", "Во весь голос" и сеть "Буквоед".
Главный редактор издательства "Астрель–СПб" Александр Прокопович говорит, что предпочтения читателей начали меняться ещё до начала февраля, во времена пандемии, но тенденции сохранились. По его словам, актуальными остаются классика и так называемые лонгриды, то есть литература, которая востребована во все времена, а спекулятивные тексты и модная литература теряют тиражи. "Читатели проявили себя скорее тем, что остались верны интересам к новинкам, возможно, по понятным причинам повысился интерес к новинкам из сегмента переводной литературы. С ограничениями не сталкивался. Писательство — это стратегическая деятельность, книга может создаваться годами, поэтому ждать вдруг изменения тематики именно в художественной прозе, которой мы занимаемся, не стоит. Другой вопрос — события несут такой эмоциональный заряд, что многие авторы просто перестали писать. Издательство не является объектом востребованности, востребованы книги, которые мы издаём, и тут ничего не изменилось, спрос определяется качеством текстов, так было и так будет", — сказал Прокопович.
Некоторые авторы заявляют, что из книжных магазинов исчезли их произведения. Например, сборники стихов поэтессы Веры Полозковой. Она уехала из России в марте. За 15 лет творчества Полозкова написала пять книг, общий тираж которых — 280 тыс. экземпляров. В своих социальных сетях поэтесса отметила: "Было бы странно ждать, что они не тронут книги после всего, что я сказала и сделала". Она считает, что сможет публиковаться за рубежом либо с помощью краудфандинга и самиздата.
С другой стороны культурных баррикад — главный редактор RT Маргарита Симоньян. Месяц назад телеканал представил сборник фронтовых стихотворений "Поэzия русского лета", а спустя несколько недель выяснилось, что российские издательства не готовы издавать книгу с буквой Z на обложке. Симоньян в своём телеграм–канале назвала это "приговором нам всем".
В кино — по погоде
Кинотеатры комментировали ситуацию неохотно. В "Авроре" и "Родине" на вопросы "ДП" не ответили, но ситуацию с посещаемостью оценили в "Ленфильме". Руководство киноцентра рассказало, что "Ленфильм" сложно сравнивать с массовыми многозальными кинотеатрами. "У нас показывают фестивальное и авторское кино, ретроспективы. Поэтому помимо общего снижения числа зрителей на нас ситуация не так сильно повлияла, так как репертуар остался тем же самым, а наша аудитория осталась нашей аудиторией. Мы больше зависим от погоды. После главных дней с новостями первое время падает посещение, но потом оно более–менее выравнивается", — прокомментировали в киностудии.
В "Ленфильме" также отметили, что в кинотеатре сейчас показывают много российских фильмов. На мероприятиях проекта "Киноклуб “Ленфильма”" в этом году уже показали фильмы "Непослушник" Владимира Котта, "Синдром отложенного счастья" Татьяны Колгановой и "Экспресс" Руслана Братова.