Маркетплейсы и агрегаторы недовольны тем, что в поле зрения ФАС из всего интернета попали только они.
Госдума приняла в первом чтении разработанный ФАС России "пятый антимонопольный пакет". Его действие направлено на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ, агрегаторов и маркетплейсов, если те оказывают существенное влияние на смежные рынки и их выручка превышает 2 млрд рублей в год. Помимо этого, предусматривается новое условие контроля за сделками экономической концентрации на товарных рынках, если их цена превышает 7 млрд рублей. За нарушение компании грозит штраф несколько миллионов рублей. По мнению ФАС, это позволит не допускать образование "цифровых картелей" и злоупотребление со стороны IT–гигантов.
Таким образом, закон затронет почти весь крупный онлайн–бизнес, поскольку выручка у него существенно выше предельной. У Wildberries за 2021 год она составила 224,94 млрд рублей, у Ozon — 178,2 млрд рублей, у "Яндекс.Маркета" — 35,29 млрд рублей.
Перепишите
Проект закона разрабатывали ещё в 2016 году, тогда в него были включены поисковики, соцсети и мессенджеры, но в новой редакции их исключили. Этим фактом недовольны в Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ): "Мы надеемся, что ко второму чтению в документ будут внесены предложенные АКИТ поправки в виде расширения сферы регулирования и что они будут одобрены. В противном случае законопроект не позволит достичь заявленных целей", — рассказал "ДП" президент АКИТ Артём Соколов.
По его словам, текущая версия не учитывает специфику и всё многообразие рынка электронной коммерции: в ней предусмотрено регулирование только некоторых бизнес–моделей — маркетплейсов и агрегаторов — транзакционных платформ, на которых происходит прямой товарообмен между продавцами и покупателями. Но абсолютно не учтены поисковики, соцсети и мессенджеры — нетранзакционные платформы.
"При этом транзакционные площадки не контролируют существенную долю сделок, совершаемых интернет–пользователями, поскольку не могут влиять на распределение трафика между другими цифровыми платформами", — продолжил он.
Стала омниканальной
О том, что законодатели часто не понимают специфики работы мира торговли, говорит и гендиректор INFOline Иван Федяков: "Мы уже давно пытаемся донести, что торговля стала омниканальной, у всех ретейлеров есть свои магазины, социальные сети, мобильные приложения. Это абсолютно естественная форма торговли. Сейчас нельзя провести границу между онлайн– и офлайн–торговлей".
При этом Федяков отмечает, что у онлайн–бизнеса есть значительное влияние на рынок. По оценке INFOline, около 60% всех онлайн–продаж приходится на маркетплейсы. По итогам 2021 года от всего ретейла в стране на e–commerce пришлось около 10% рынка, а только на маркетплейсы — 3,5%.
Как считает Сергей Гребенников, заместитель директора РАЭК (Российской ассоциации электронной коммерции), на российском рынке нет злоупотреблений доминирующим положением, когда компания начинает диктовать рынку свои условия в ущерб конкурентам и потребителям. "Игроки IT–отрасли достаточно успешно самостоятельно регулировали этот вопрос при активном участии ФАС. Примерами саморегулирования являются Принципы взаимодействия участников цифровых рынков, к которым присоединились большинство крупных платформ, а также Кодекс этики использования данных, разработанный Ассоциацией больших данных. То есть сами платформы заинтересованы в том, чтобы на цифровых рынках сохранялась конкуренция", — говорит он.
Гребенников заключает, что в целом нормы "пятого антимонопольного пакета" учитывают уже сложившиеся в зарубежной практике подходы к регулированию цифровых платформ. Основная его цель — обеспечить равный доступ на цифровые рынки и справедливые правила игры для всех участников, включая МСБ. Поэтому его принятие важно для развития цифровых рынков, включая рынок онлайн–торговли: "Вместе с тем необходимо соблюдать определённый баланс, чтобы не лишить участников рынка стимулов для развития", — добавил замдиректора РАЭК.