Восторг Байдена по поводу бицепсов оператора Первого канала оказался едва ли не самым заметным поводом для обсуждений прошедшего на Бали саммита "Группы двадцати". Задуманный как форум мировых лидеров саммит в этом году не оказал влияния на геополитику — и это в условиях "идеального шторма" и перспективы "смены вех". Всё потому, что главных действующих лиц посадить за стол переговоров не удалось. Это говорит лишь о том, что в мире более нет авторитетного хозяина.
Саммит "Группы двадцати" обсуждался на протяжении последних месяцев в контексте возможных переговоров между Москвой и Киевом, но в итоге никакого конструктива не вышло. Президент РФ Владимир Путин решил не ехать в Индонезию, а украинский лидер Владимир Зеленский, выступивший 15 ноября по видеосвязи, выдвинул условия по урегулированию конфликта, которые очевидно не устраивают Россию.
Ракеты ударили по программе
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков увидел в заявлениях Зеленского подтверждение того, что Киев не намерен вести переговоры. "Соответственно, цели РФ будут осуществляться посредством продолжения специальной военной операции", — резюмировал представитель Кремля (цитата по РБК).
В подтверждение слов Пескова Вооружённые силы РФ в тот же день нанесли массированный удар по территории, контролируемой Украиной.
Ситуацию накалили упавшие на востоке Польши ракеты. Утром 16 ноября Варшава запросила созыв Совета НАТО, а руководители стран альянса, участвовавшие в саммите, собрались на незапланированную встречу, чтобы обсудить инцидент. Из-за этого программа второго дня задержалась на два с половиной часа.
Обстановку разрядили сообщения, что ракета была выпущена украинской ПВО, а президент Индонезии Джоко Видодо попытался вернуть работу саммита в прежнее русло. "G20 — это экономический форум, финансовый форум, дипломатический форум, а не политический форум. Так что мы говорим об экономике", — заявил он, отвечая на просьбу журналистов прокомментировать взрывы в Польше (цитата по "Ъ").
Тайваньский статус-кво
Ситуация на Украине обсуждалась на встрече Байдена с председателем КНР Си Цзиньпином, которая стала одним из центральных событий саммита. Тут также ничего нового не прозвучало.
Американский президент пообещал продолжить оказание помощи Киеву и ещё раз подчеркнул, что Вашингтон не намерен вести переговоры с Россией без участия Украины. По словам Байдена, и Вашингтон, и Пекин считают неприемлемым применение ядерного оружия.
Си Цзиньпин заявил о необходимости избежать "прямого конфликта между глобальными державами" в ходе украинского кризиса и выразил надежду на возобновление диалога.
"Скорее всего Вашингтон сейчас переключится на попытку "соблазнения" России и отрыва её от Китая. И возможно мы увидим какие-то подвижки в переговорном треке по Украине, свидетельством чего являются реакция США на события с падением ракеты в Польше и достаточно безболезненное для России решение голландского суда по рейсу MH-17, где РФ была вынесена за скобки приговора", — полагает политолог Андрей Волков.
Однако украинская тематика вряд ли была центральной на встрече. Так, Си Цзиньпин назвал красной линией в китайско-американских отношениях тайваньский вопрос. Байден подтвердил приверженность США политике "одного Китая", но подчеркнул, что Вашингтон по-прежнему выступает против "односторонних изменений статус-кво в Тайваньском проливе любой стороной".
"Для Соединённых Штатов Китай — более важное направление внешней политики, поэтому встреча в первую очередь подразумевала расширенную повестку по двусторонним проблемам. Очевидно, что ситуация с Россией и Украиной там обсуждалась, но она явно не была основной. Несомненно, стороны договаривались о своих интересах, вариантах взаимодействия. Я бы не стала оценивать встречу в позитивном ключе для России и увязывать СВО с ситуацией на Тайване, для Китая это две разные повестки", — отмечает доцент факультета международных отношений и политических исследований РАНХиГС Санкт-Петербург Наталия Михеева.
Бицепсы затмили коммюнике
Позицию участниц по ситуации на Украине изложили в итоговом коммюнике. Тезис об осуждении военной спецоперации большинством стран частично уравновесили словами, что "прозвучали и другие точки зрения и разные оценки ситуации и санкций", внесёнными Россией и группой незападных стран. При этом как осудившие, так и высказавшие альтернативное мнения страны в тексте не перечисляются.
В отсутствие знаковых решений СМИ обратили внимание на восторг президента США Джо Байдена по поводу бицепсов оператора Первого канала. Случайный эпизод оказался едва ли не самым обсуждаемым на фоне так и не сдвинувшихся отношений РФ и Запада.
"Отсутствие жёсткой консолидированной антироссийской риторики можно воспринимать как позитивный момент. Однако считать итоги саммита позитивными для России будет избыточным. Наличие иных мнений ещё не означает поддержку Москвы", — констатирует Михеева.