Факторинг нельзя назвать новым инструментом, но до сих пор даже те, кто им пользуются, не знают обо всех его возможностях. Чтобы наглядно показать преимущества разных видов факторинга, развеять мифы и подчеркнуть перспективы его применения, Альфа-Банк пригласил своих корпоративных клиентов на бизнес-завтрак, который организовал совместно с "ДП".
В своём вступительном слове региональный управляющий петербургским филиалом Альфа-Банка Сергей Кульпин сразу задал тон предстоящему мероприятию, отметив, что истина рождается в споре и многое в банке делается для того, чтобы всегда сохранять возможность вести непринуждённый и конструктивный диалог с клиентом. Так и получилось. В конце встречи была предусмотрена отдельная часть под общение со спикерами, но несмотря на это вопросы из зала звучали уже во время выступлений.
Региональный управляющий петербургским филиалом Альфа-Банка Сергей Кульпин
Руководитель дирекции факторинга Альфа-Банка в Москве Леонид Култыгин первым выступил с докладом о ёмкости и возможностях рынка факторинга в России. Эксперт подчеркнул востребованность инструмента, но в то же время добавил, что цифры могли быть гораздо больше. Так, согласно проведённому анализу, российский рынок сохраняет потенциал роста в части проникновения в ВВП страны примерно на 5%, в Европе же этот показатель доходит до 13%. Причём из 370 тыс. юрлиц, которым требуется привлечение дополнительного финансирования, более 100 тыс. не могут оперативно получить кредитование — не имея возможности предоставить, например, залог, они будут ограничены по условиям и размеру кредитного лимита.
Руководитель дирекции факторинга Альфа-Банка в Москве Леонид Култыгин
В свою очередь, начальник отдела развития продаж продуктов факторинга Альфа-Банка в Москве Юлия Чебыкина, объяснила, что с данным видом привлечения денежных средств у представителей бизнеса до сих пор связано несколько мифов.
Во-первых, многие до сих пор считают этот инструмент узконаправленным и предназначенным только для поставщика с целью ускорения получения собственной выручки. Но прогресс не стоит на месте, и на протяжении 10 лет развития рынка в России продукт неустанно совершенствовался.
"Есть несколько вариантов, когда факторинг интересен прежде всего дебитору. Например, агентский факторинг, который предоставляется покупателю на финансирование закупок у поставщиков без привязок к условиям расчётов в контракте. Особенно выгодно это может быть кредитующимся клиентам банка, у которых уже есть лимит. Для них несомненным бонусом станут увеличение или получение отсрочки и снижение цены закупки", — отметила Юлия Чебыкина.
Специально для "ДП" Юлия Чебыкина подробнее рассказала об агентском факторинге и тех, кто может им воспользоваться:
В случае, если покупателя не устраивает период отсрочки от поставщика, банк может дать дебитору дополнительный период и взять за это комиссию. А за факторинг при этом платит поставщик, если ему нужны деньги раньше окончания установленного срока. Кроме того, если говорить о "классике", то для покупателя, безусловно, интереснее факторинг с регрессом, где ответственность погашения задолженности разделена между ним и клиентом, в отличие от безрегрессного, где рискует только дебитор. Также в зависимости от способа информирования третьей стороны о произведённой уступке факторинг может быть открытым и закрытым.
Второй распространённый миф — высокие тарифы. Однако, как показывает практика, ставка вполне сопоставима с кредитной, а в ряде случаев — даже ниже.
"По сути, берётся комиссия за предоставление денежных средств (в процентах годовых от суммы финансирования) и облагается НДС, который в полном объёме идёт к зачёту. Плюс предусмотрен фиксированный сбор на обработку одной поставки в 10 рублей. Наконец, взимается плата за управление дебиторской задолженностью — всего 0,004% в день от суммы счёта-фактуры поставки", — пояснила Юлия Чебыкина.
Третий миф состоит в том, что выделение средств по линии факторинга — процесс длительный и трудозатратный. Однако на деле большинство заявок рассматриваются в течение дня, а финансирование происходит в пределах двух-максимум двадцати рабочих дней. Это возможно благодаря тому, что фактор анализирует сделку, а не финансовое состояние поставщика, а значит, решение принимается по меньшему, чем в случае с кредитом, пакету документов. К тому же, по словам Леонида Култыгина, на сегодняшний день в банке порядка 300 тыс. дебиторов, по которым уже произведена оценка, что существенно ускоряет процесс и делает боле комфортным взаимодействие банка и клиента.
Юлия Чебыкина и Леонид Култыгин отвечают на вопросы собравшихся
Ещё один несомненный плюс — привлечённые по схеме факторинга средства, в отличие от кредитных, можно тратить на любые нужды компании, и это никак не увеличивает её долговую нагрузку, что положительно сказывается на взаимоотношениях организации с контрагентами. Плюс всю волокиту с документооборотом банк берёт на себя. При этом общение с клиентами максимально диджитализировано: любые операции можно совершать онлайн, в личном кабинете, скрепляя свои действия усиленной квалифицированной электронной подписью.
Высокотехнологичность и универсальность в общении с дебиторами и поставщиками отдельно отметил директор среднего корпоративного бизнеса Альфа-Банка Кирилл Каптюгов: "Мы подстраиваемся под существующий документооборот клиентов, работаем с теми механизмами, которые у них уже налажены. Банк подключён практически ко всем платформам, через которые верифицируются поставки крупными федеральными сетями, но также при необходимости можем работать и с бумажными носителями".
В разговоре с корреспондентом "ДП" Кирилл Каптюгов рассказал об основных направлениях роста факторингового портфеля в Альфа-Банке:
Вопросы, которые интересовали собравшихся, были разными, но все из практики. Один из самых интересных, который вызвал активное обсуждение, — работа с маркетплейсами. Этот рынок, по словам Леонида Култыгина, только формируется, а взаимоотношения с его представителями ещё выстаиваются. Но уже налицо — уход от классического факторинга, хотя единого решения по документообороту с такими структурами пока нет. В этом направлении продукт активно дорабатывается и, возможно, как сказал Кирилл Каптюгов уже в первом-втором кварталах будущего года решение будет предложено.
На фото: Гости бизнес-завтрака проявили большой интерес к факторингу, звучало много вопросов из зала
В целом, участники бизнес-завтрака сошлись на том, что рынок факторинга пока недооценён, но инструменты продолжают развиваться, и всё больше представителей бизнеса находит их действительно удобными. В 2023 году в Альфа-Банке ожидают увеличение предпринимательской активности на фоне изменения объёмов поставок и формирования новых логистических цепочек, а значит, и планомерный рост рынка. Поэтому одна из основных ближайших задач банка — выйти на финансирование дебиторов любого сегмента бизнеса.