Дешёвая спецтехника из Поднебесной быстро вытеснила с рынка европейские и американские образцы. Растут продажи и отечественных брендов.
После февраля 2022 года отдельные эксперты предрекали проблемы из–за возможного ухода с рынка или усложнения поставок продукции именитых брендов — производителей спецтехники. Санкциями Евросоюза с июля 2022 года запрещён ввоз в Россию седельных тягачей, среднетоннажных грузовиков, бетономешалок, бульдозеров, тракторов, коммунальных и других машин.
Кроме того, о приостановке работы в России сообщили около 20 производителей такого рода техники, запчастей и компонентов, включая Komatsu, Hitachi, John Deere, Caterpillar, Iveco, Ford, Scania, MAN Truck & Bus, Volvo Trucks и другие. К этому моменту участники рынка фиксировали значительный рост цен на эти машины.
Впрочем, приобрести технику перечисленных брендов в России по–прежнему можно. При этом заметно выросло предложение подержанной спецтехники европейских марок, включая машины в хорошем состоянии, продаваемые компаниями, решившими уйти из России. Вопрос в стоимости, которая заметно превышает цену появившихся на рынке аналогов.
Минус для европейцев
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам III квартала этого года продажи дорожно–строительной и специальной техники в России сократились на 43,4% и на 25,1% соответственно. В единицах речь идёт о снижении продаж с 5289 в III квартале 2021–го до 2992 в июле–сентябре 2022–го и с 14 282 до 10 699 по итогам трёх кварталов каждого года.
Драматично выглядят цифры по экскаваторам–погрузчикам (–81,9%, если сравнивать III квартал 2022 и 2021 годов, и –53%, если сравнивать первые 9 месяцев года), погрузчикам с бортовым поворотом (–60,9% и –48% соответственно), сочленённым самосвалам (–93,3% и –42%), телескопическим погрузчикам (–97,4% и –36%).
В то же время продажи колёсных экскаваторов выросли на 34,9% в III квартале и на 6% — с начала года. А колёсных бульдозеров — на 4% за три квартала (правда, квартал к кварталу эта категория показывает снижение на 25,6%). Других положительных чисел в отчёте АЕБ нет.
Опрошенные "ДП" эксперты отмечают, что в анализе АЕБ учитывается не вся техника, имеющаяся на рынке, а только часть брендов: "Кранекс", ПТЗ, "Четра", Bobcat, Caterpillar, CNH, John Deere, Doosan, Dressta, Hidromek, Hitachi, Hyundai, JCB, Komatsu, Liebherr, UMG СДМ, Volvo и Wirtgen.
В итоге в статистику ассоциации не попадают многие российские производители, а также китайские предприятия, которые с начала этого года заметно увеличили продажи в России.
Китайская альтернатива
Китайских производителей участники рынка называют главными выгодополучателями от сложившейся ситуации. Сегодня рынок России активно осваивают, например, Shantui, Socma, XCMG. Строительно–дорожная техника из Поднебесной благодаря конкурентным ценам пользуется наибольшим спросом. Участники рынка также отмечают марки Sunward, Zoomlion, Sany.
За качество китайского продукта покупатели не особо боятся, поскольку комплектующие разных производителей, включая американских, всё равно зачастую одинаковые, говорят дилеры. Например, в американских мини–погрузчиках Bobcat, которые убирают снег во дворах, стоят японские двигатели Kubota — как и в менее раскрученной китайской технике. Загвоздка может быть только в качестве металла, но на данный момент такие тонкости мало кого волнуют. К тому же отдельные производители дают гарантию на свою технику до 2 лет.
О многих китайских марках, включая Zoomlion, башенные краны которого, например, эксперты ставят в один ряд с Liebherr, на российских стройках до событий февраля практически не слышали.
При этом, как и по другим позициям, цены "на китайцев" гораздо более демократичные, отмечают участники рынка. Разница может составлять около 30%, плюс можно получить поддержку от Минпромторга или воспользоваться другими финансовыми предложениями.
"В части спецтехники мы большую ставку делаем на китайских и корейских производителей, чья техника способна заместить практически все европейские и американские марки. Техника китайских предприятий имеет устойчивый спрос среди лизингополучателей", — комментирует Руслан Моллаев, региональный директор по СЗФО "Интерлизинг". Порядок обслуживания такой техники хорошо знаком механикам лизингополучателей. Сохраняются и поставки запчастей. "Мы не видим для себя повышенных рисков в данном сегменте", — говорит он.
Техника патриотам
По данным портала "Росспецмаш–Стат", с начала 2022 года заметно выросли объёмы производства российских заводов строительно–дорожного машиностроения. За первые три квартала они произвели продукции на общую сумму 53,3 млрд рублей. Это на 38% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внутри отрасли статистики видят разнонаправленную динамику. Так, они зафиксировали рост производства телескопических погрузчиков в 2,2 раза в количественном выражении. А также экскаваторов (+59%), фронтальных погрузчиков (+50%), мини–погрузчиков (+20%), автогрейдеров (+11%), кранов–манипуляторов (+9%).
Вместе с тем по итогам 9 месяцев снизились отгрузки экскаваторов–погрузчиков (на 52%), катков (–28%), кранов–трубоукладчиков (–17%), автокранов (–4%). В "Росспецмаш–Стате" признают, что существенное влияние на общий рост выпуска техники и её продаж оказали поставки по предоплаченным контрактам, заключённым в конце 2021 года и в январе 2022 года. Весной количество заказов резко сократилось, с лета темпы роста начали восстанавливаться.
Российским производителям до сих пор не удалось решить проблему с частью отдельных комплектующих.
"Иностранные компании не сталкиваются с такими проблемами и поэтому получили главное конкурентное преимущество. Производители из ряда стран прибегают к демпингу, негативно влияя на развитие российского машиностроения", — отмечают аналитики, прогнозируя, что новые иностранцы, пришедшие на смену импортозамещаемым, могут "потеснить отечественные заводы".
Защитить внутренний рынок могли бы антидемпинговые меры, а также рост ставок утильсбора. По оценкам ассоциации "Росспецмаш", российскому строительно–дорожному машиностроению также необходимы государственные гранты на развитие выпуска комплектующих для специализированной техники. Необходимые объёмы финансирования составляют не менее 10 млрд рублей в 2022–2026 годах.
Без проблем
В апреле на круглом столе "ДП", посвящённом проблемам импортозамещения на стройке, эксперты говорили, что можно ожидать трудностей с обслуживанием строительной техники, поскольку большинство строительной техники сегодня — импортного производства. Однако прогнозы не оправдались. Все необходимые запчасти на рынке есть, в том числе благодаря укрепившимся связям с китайскими поставщиками. Цены на них весной резко выросли, но на данный момент уже стабилизировались.