Биржевая торговля углём поможет стабилизировать цены, но не все потребители смогут его так приобретать.
Стоит отметить, что, согласно документу, необходимый к продаже на бирже объём считается не от фактически добытого, а на основе среднего от реализованного компанией в соответствующем месяце за предыдущие 3 года. Несмотря на деформацию логистики и угольное эмбарго ЕС, которое изменило рынок в этом году, предложение опираться на показатели предыдущих лет не теряет смысл, отмечают эксперты.
"Оговорка о 3 годах по сути призвана сглаживать колебания в объёмах производства, чтобы показатели год от года сильно не различались", — поясняет эксперт по фондовому рынку "БКС Мир инвестиций" Дмитрий Пучкарёв.
Как полагает антимонопольный регулятор, продажа угля через биржу способствует стабилизации цены. Она будет формироваться более прозрачно за счёт равного положения доминирующих компаний с другими участниками рынка.
"При условии достаточной ликвидности биржевой торговли углём сформируется бенчмарк, который будет выступать ориентиром для продавцов и покупателей по условно справедливой цене", — говорит Дмитрий Пучкарёв.
Со стороны самих угольщиков проскальзывает скепсис в отношении применимости биржевого механизма в данной ситуации. АО "СУЭК" — крупнейший игрок отрасли — ещё в 2020 году во время обсуждения вопроса замечало, что более 80% продаж компании на внутреннем рынке происходит по длительным контрактам с энергопредприятиями, имеющими множество требований к углю. Уникальный набор требований приводит к ограниченному кругу потенциальных поставщиков, что делает обезличенную биржевую торговлю для таких покупателей невозможной.
А, например, коммунальным предприятиям, которые способны использовать разное топливо в котельных, биржевая торговля не подходит из–за специфики оплаты. Обычно они покупают сырьё на условиях отсрочки, так как сами получают деньги от населения только через определённый срок.