Тотального дефицита лекарств в России не ожидается, однако дешёвые препараты, стоимостью до 100 рублей, могут окончательно исчезнуть из аптек.
В последние месяцы в аптеках и медицинских учреждениях систематически наблюдаются перебои с поставками лекарственных препаратов. На этом фоне Минздрав поручил регионам обеспечить медучреждения запасом лекарств на 4 месяца, что вызвало серьёзную обеспокоенность как у участников рынка, так и у потребителей. Однако опрошенные "ДП" эксперты считают, что это распоряжение ведомства не является знаком грядущей катастрофы.
"К данной инициативе надо относиться как к чисто технической, — считает Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании “АРЭНСИ Фарма”. — Несмотря на решение большей части организационных вопросов, ситуация в отношении поставок в Россию иностранных препаратов остаётся достаточно непростой. Однако тут налицо риски не столько ограничений поставок, сколько срыва сроков из–за различных административных вопросов. По–видимому, именно для предупреждения возможных перебоев в отношении лекарственного обеспечения и формируются подобные запасы".
Как рассказал эксперт, объёмы закупок наращивались на самых ранних этапах кризиса ещё весной, сейчас эта практика просто спускается ещё и на региональный уровень, становясь в том числе одним из факторов оценки эффективности организации системы здравоохранения.
Аналогичного мнения придерживается и Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. По его словам, было бы неправильно говорить о тотальном дефиците лекарственных препаратов. "Не существует проблемы непоставок лекарств в Россию. Однако по–прежнему есть сложности с логистикой, с удлинением логистического плеча. Лекарства, которые раньше шли к нам месяц, теперь могут идти 3 месяца. Это, безусловно, проблема, и именно над её решением сейчас работает Минздрав", — поясняет Ян Власов.
Получше, чем в марте
По мнению экспертов, намного более значимой проблемой является исчезновение с аптечных прилавков препаратов так называемого дешёвого сегмента, в том числе лекарств стоимостью до 100 рублей. "Данная группа препаратов давно начала сильно сжиматься, — рассказывает Николай Беспалов. — Это побочный эффект ценового регулирования, поскольку участникам рынка невыгодно работать с дешёвым ассортиментом".
По словам эксперта, в текущем году ситуацию в значительной степени усугубляет и высокий уровень инфляции. "Положение дел к концу года, конечно, стало намного лучше, чем было в марте, но цены всё равно заметно выше, нежели годом ранее. В частности, отдельные препараты, которые относились к группе до 100 рублей, подорожали и переместились в группу от 100 до 200 рублей", — комментирует Николай Беспалов.
По данным DSM Group, доля препаратов стоимостью до 100 рублей сокращается уже несколько лет — как в рублях, так и в упаковках. Если сравнивать с 2019 годом, доля таких лекарственных средств к октябрю 2022–го сократилась на 3,4% в рублях и на 14% в упаковках.
"Недорогие препараты, стоимостью до 100 рублей, зачастую не выдерживают конкуренции, если цены на них регулируются государством, — поясняют в пресс–службе фармацевтической компании “Герофарм”. — Производители находятся в ценовых ножницах: с одной стороны, растёт себестоимость, с другой — цена остаётся практически неизменной. В такой ситуации производителю невыгодно выпускать такие препараты, он снимает их с производства и номенклатура постепенно вымывается. Выходом может стать введение свободных цен на номенклатуру дешевле 100 или 200 рублей при назначении максимальной розничной цены. Поскольку производителей таких недорогих препаратов много, ценообразование отрегулирует рыночный механизм. Производители не будут получать сверхприбыли, тем не менее в аптеках будут доступные препараты, а не только их дорогие аналоги в других формах выпуска".
Не спешат выкладывать товар
В целом же ценовую ситуацию на аптечном рынке эксперты оценивают как позитивную. По словам Сергея Шуляка, генерального директора DSM Group, после роста инфляции в марте был отмечен устойчивый тренд на снижение стоимости лекарств. В частности, препараты из списка жизненно необходимых и важнейших продемонстрировали в 2022 году даже снижение стоимости.
"Пока ситуация относительно стабильная, причём с позитивным прогнозом, — подтверждает Николай Беспалов. — Если в марте цены выросли на 15%, то по итогам октября годовой индекс цен на лекарственные препараты составил 10,3%. Это, кстати, заметно ниже, чем рост цен по экономике в целом". По данным Росстата, в октябре уровень инфляции в годовом исчислении составил 12,6%.
Тем не менее, по мнению экспертов, к докризисному уровню цены в обозримом будущем вряд ли вернутся. В сегодняшних условиях на введение дополнительных регуляторных мер государство вряд ли решится, поскольку, по мнению Татьяны Ходанович, генерального директора Pharmedu, это не в интересах фармацевтических компаний.
"Частично дефицит некоторых лекарственных средств, который мы сейчас видим, обусловлен уходом с рынка компаний, утративших выгоду от вывода своих продуктов на российский рынок", — считает Татьяна Ходанович.
Кроме того, как добавляет Ян Власов, зачастую препараты могут серьёзно вырасти в цене в результате удлинившейся логистики. "В итоге аптеки не спешат выкладывать продукцию на полки, поскольку в связи с возросшими расходами на логистику сложно определить актуальную цену. Многих также не устраивает новая маржа. Такого рода неэффективное взаимодействие между участниками рынка дополнительно провоцирует дефицит лекарств", — говорит Ян Власов.
По словам экспертов, государство уже предприняло ряд шагов, облегчающих жизнь фармпроизводителям и препятствующих возникновению дефицита. В частности, с лета 2022 года были внесены существенные изменения в систему госзакупок лекарственных средств и медицинских изделий.
"Увеличены предельные суммы для закупок у единственного поставщика лекарственных препаратов, расходных материалов и медицинских изделий, в первую очередь российского производства, — рассказывает Татьяна Ходанович. — Правительством также принято решение, что по соглашению сторон — участников госконтракта допускается изменение существенных условий поставки. Это распространяется на госконтракты, заключённые до 1 января 2023 года. Таким образом, в случае возникновения не зависящих от сторон обстоятельств исполнение контракта будет продолжаться без применения штрафных санкций, что, безусловно, сдержит цены и избавит покупателя от риска дефицита отдельных групп препаратов".