Эксперты связывают это с уходом иностранных компаний — оставшийся бизнес ищет, как эффективнее занять их место.
ПАО "МТС" зафиксировало резкий рост спроса на Big Data со стороны розничных сетей, малого и среднего бизнеса. В сентябре 2022 года количество заказчиков на платформе компании увеличилось в 6 раз по сравнению с сентябрём 2021 года. Большая часть из них — ретейлеры: 80% от общего количества клиентов. В МТС это связывают с уходом западных компаний.
Там отмечают, что с помощью больших данных можно определить наиболее выгодные места для размещения новых торговых точек, сравнить заданные локации по параметрам клиентского трафика, его объёму, типу и составу аудитории. Таким образом можно составить портрет среднего покупателя на той или иной точке продаж: пол, возраст, категории трат и интересы.
После ухода западных игроков большое количество торговых помещений освободилось и ретейлеры пытаются занять наиболее выгодные для них локации. В МТС заметили, что наибольшую активность проявляют крупные торговые центры и гипермаркеты, такие как METRO.
Иван Самойленко, управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency, обращает внимание, что в настоящее время более 60% крупного бизнеса из разных секторов использует большие данные. 34% таких компаний внедрили инструменты Big Data в последние 3 года. Наиболее востребованы методы Big Data и Data Science в сетевом федеральном ретейле (FMCG и продуктовый ретейл), в е–commerce и логистике, финансовом секторе, отрасли ТЭК, машиностроении, в медицине и фармацевтике.
"Cтатистических данных, насколько вырос спрос у российского ретейла или других секторов на технологии Big Data и Data Science, сейчас нет. Но надо сказать, что эти технологии крупнейшие компании в России используют не первый год. То, что МТС фиксирует такой рост, — результат не только ухода западных компаний, но и общая тенденция в крупном и среднем бизнесе. Без нужных цифровых решений в настоящее время ни один сектор с большими объёмами данных работать не сможет", — добавил он.
По мнению Самойленко, рост спроса на большие данные естественный и вызван развитием этого направления, а ретейл — один из самых заинтересованных секторов, которому инструменты Big Data и Data Science необходимы для повышения эффективности бизнеса: "Ретейл собирает огромный объём данных: от количества и цены чека до кратности продаж одного продукта питания в течение определённого срока. Они узнают, сколько, где и по каким ценам люди покупают, выбирают акционный товар, в какое время суток какая категория покупателей посещает магазины и т. п.".
Об этом же говорит и Павел Сигал, первый вице–президент "Опоры России": "Спрос на Big Data у российских ретейлеров увеличивается с каждым годом — компании и до этого стремились занять наиболее выгодные места. Наибольшим спросом Big Data пользуется у крупных игроков — среди гипермаркетов, торговых центров, а также бизнеса, который работает по франшизе. В силу широкого внутреннего инструментария сервис показывает очевидную привлекательность для тех, кто ведёт предпринимательскую деятельность, — автоматизация бизнес–процессов помогает ретейлу быстрее масштабировать свою деятельность".