За последние 2-3 года места общего пользования – парадные, холлы, лифтовые – стали значимой составляющей в новых жилых проектах.
Как говорят участники рынка, повышенное внимание к входным группам стало ответом на запросы покупателей и внешние факторы — пандемию и общий тренд на увеличение числа занятых в удалённом формате. Также сыграла свою роль тенденция к сокращению средней площади квартир. Покупатели не готовы переплачивать за лишние квадратные метры, предпочитая получать эмоции от работы, спорта и отдыха за пределами жилья.
И ещё, и ещё, и ещё…
Часто в новых проектах предусмотрены зоны для мойки лап собакам, а также комнаты для мамы и ребёнка. Туалеты в общих местах стараются не проектировать, так как в дальнейшем необходимо обеспечивать там постоянную уборку.
"Во многих ЖК, в которых 5–7 лет назад попытались интегрировать туалеты в подъезды, сейчас вынуждены их закрыть из–за дороговизны обслуживания — их надо убирать как минимум 3–4 раза в день, иначе они превращаются в деревенский сортир. А это дополнительные траты, которые жильцы нести не хотят", — рассказывает Игорь Карцев, генеральный директор "Максимум лайф девелопмент".
Также на первых этажах размещают колясочные и зоны для хранения велосипедов. Для детей вешают грифельные доски с возможностью рисовать мелками, а для родителей устанавливают полки с книгами, где можно выбрать что–то для чтения дома.
"Изменился сам подход к планированию мест общего пользования. Лишённые индивидуальности однотипные интерьеры ушли в прошлое. Цель — создать стильные и удобные пространства, которые повышают общее качество жизни", — пояснили "ДП" в группе "Аквилон".
Наряду с функциональностью и комфортом пространства важны продуманная логистика и безопасность — панорамное остекление, безбарьерный вход с улицы. В прошлом остались тяжёлые железные двери и окна с решётками.
Всё чаще парадные и общие зоны оказывают серьёзное влияние на уровень жизни в доме и отражают профессиональные компетенции девелопера. Кроме того, это "лицо" дома — первое, что видят жители и гости.
Четверть пространства
В высококлассных жилых комплексах места общего пользования могут занимать до 20–25% от общей площади. Их оснащение зависит от класса дома и общей концепции проекта. "При разработке дизайн–проектов студии стараются подбирать нейтральные цвета, освещать помещения естественным светом и грамотно зонировать пространство. При этом с каждым годом появляется всё больше различных типов МОПов", — подчеркнули в компании Element Development.
Для работы над местами общего пользования всё чаще привлекаются дизайн–студии. "Одна из доминирующих тенденций — отделка в светлых тонах с добавлением ярких цветовых элементов, подчёркивающих концепцию дома, с целью разграничить различные функциональные зоны", — говорит Сергей Терентьев, директор департамента недвижимости группы "ЦДС".
Оформление мест общего пользования уже само по себе является трендом, поскольку раньше застройщики редко уделяли ему внимание, а сегодня это уже стало нормой.
"В высоких ценовых сегментах дизайн входных групп мы разрабатываем совместно с известными дизайн–студиями. Для каждого объекта создаётся авторский дизайн–проект в соответствии с общей концепцией дома, тщательно подбираются материалы отделки и элементы декора, огромное внимание уделяется деталям и интерьерным мелочам. В подборе отделки и элементов оформления очень важна сочетаемость. Недостаточно взять дорогие красивые материалы, нужно уметь их правильно использовать", — считают в LEGENDA.
Просто и точка
Ещё одна тенденция в организации МОПов — это многофункциональность и отказ от нарочитой роскоши в дизайне в пользу технического оснащения. Ведь лобби — это зона, которая разделяет частное и общественное. Поэтому перед девелоперами стоит задача обеспечить баланс между формой и функцией, создать входную зону, способную произвести яркое первое впечатление и при этом выполнять целый комплекс задач. В ряде проектов проектируют общую зону в востребованном формате трансформера. Это позволяет использовать одно и то же пространство для совершенно разных целей.
"С недавних времён популярностью пользуется минимализм: просторные места общего пользования, высокие потолки, освещение с зонированием, но совсем немного мебели и оформления стен. Для почтовых ящиков предусматривают отдельные выделенные зоны. Холл часто стали использовать как место для отдыха", — говорит Яна Вирченко, директор по продажам ГК "Полис".
Из нестандартных вариантов — арт–гостиные (пространства с арт–объектами и произведениями искусства, с неформальными зонами, предназначенные для встреч). "Малые кинозалы или эксплуатируемые кровли и общие открытые террасы для всех жителей комплекса", — продолжает список Оксана Солодянкина, руководитель отдела эффективной организации рабочих пространств, главный архитектор компании Space.
Работа/дом
Неотъемлемой частью инфраструктуры жилого комплекса класса бизнес и выше становится отдельное деловое пространство с переговорными, мини–коворкингами, залами для презентаций. "Оно позволяет работать в собственном доме в комфортной среде, проводить деловые встречи и бизнес–переговоры. И не тратить при этом время на дорогу в офис. Некоторые застройщики идут ещё дальше и помимо привычных коворкингов создают собственные фитнес–центры только для резидентов комплекса", — рассказывает Павел Гаврилов, вице–президент блока создания проектов GloraX.
"Из последних тенденций можно выделить формирование лобби, где размещается ресепшен, пространство для ожидания гостей или курьеров, кафе для жителей, а также повышение площади и высоты входной зоны (например, потолки до 5 метров) и использование природных материалов", — пояснили "ДП" в компании e. Development.
Во многих домах появляются комнаты для проведения досуга, это сделано для развития добрососедства. В таком помещении можно поиграть в настольные игры, провести день рождения, иногда там оборудуют зал для различных детских и взрослых занятий. Чаще арендой такого помещения или предоставления его собственникам заведует УК.
Идея и статус
Решение от том, какими будут зоны мест общего пользования, зависит от многих факторов, "в том числе от того, какова основная целевая аудитория жилого комплекса (например, это семейные люди либо активная молодёжь), каков статус объекта. Это сильно влияет и на форматы МОПов, их наполнение, отделку, мебель и функциональные зоны, архитектуру самих зданий, процессы дальнейшего управления инфраструктурой дома и, конечно же, креативность архитектора–дизайнера", — говорит Оксана Солодянкина.
С ней согласна Елена Ширшова, директор по маркетингу ГК "Альфа групп".
"Дизайнерские решения зависят, как правило, от архитектурного решения жилого дома, от его названия и концепции самого проекта в целом. Последние тенденции направлены на симбиоз традиционных малых архитектурных форм и объектов современного искусства — интеграция искусства становится важным элементом коммуникации девелопера и жителей, привнося дополнительные смыслы в окружающую среду, делая её уникальной и актуальной", — говорит она.