Петербургский метрополитен продолжает взыскивать убытки, возникшие из–за суматошного открытия станции к чемпионату мира по футболу.
В сентябре этого года ГУП "Петербургский метрополитен" обратилось в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском к петербургскому ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (ДТС), подведомственному городскому комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Подземка просила взыскать 11,2 млн рублей убытков за устранение неисправностей двух траволаторов на станции "Беговая", которая была открыта в 2018 году к чемпионату мира по футболу, несмотря на имеющиеся недостатки.
"Станция была запущена в соответствии с соглашением о временной эксплуатации", — уточнили в петербургской подземке. В приложении к этому документу изложен список из более 1 тыс. замечаний к ДТС с возложением на дирекцию обязанностей по устранению этих недостатков. По распоряжению вице–губернатора Петербурга Максима Соколова метрополитен самостоятельно выполнил восстановление траволаторов, а затем обратился в суд для возмещения затрат, добавила начальник пресс–службы Петербургского метрополитена Юлия Шавель.
Отметим, что начиная с мая 2018 года подземка направляла в ДТС уведомления о неисправности траволаторов на "Беговой" и просила принять незамедлительно меры по устранению неисправностей. При этом, как обращает внимание ГУП, дирекция в течение года постоянно переносила сроки устранения замечаний.
В июне 2019 года Петербургский метрополитен и вовсе уведомил ДТС о запрете эксплуатации всех траволаторов сразу на двух станциях — "Беговой" и "Новокрестовской". Такое решение было принято по результатам технического освидетельствования, проведённого ООО "ИКЦ “Техэксперт сервис”".
В свою очередь, в КРТИ рассказали "ДП" о причинах проблем с траволаторами на "Беговой". Так, неисправность возникла из–за использования опытного образца техники, в котором были применены детали и узлы белорусского производства (поручни, тяговые цепи и конструкция в целом).
"В рамках гарантийных обязательств дирекция, ОАО “Метрострой” совместно с ГУП “Петербургский метрополитен” проводили комиссионные осмотры траволаторов на “Беговой”. Была выявлена необходимость замены тяговых цепей (в связи с их вытянутым до критических пределов состоянием) и поручней (в связи с возникновением износа бельтинга и порыва боковины поручня)", — рассказали "ДП" в КРТИ.
ОАО "Метрострой", подрядчик строительства петербургской подземки, к тому моменту не могло исполнить гарантийные обязательства: в отношении его было открыто банкротное производство. Хотя суд в декабре 2019 года обязал строителей подземки устранить недостатки, в том числе восстановить работоспособность траволаторов.
Вместе с тем в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти ДТС возражала против удовлетворения иска метрополитена о взыскании 11,2 млн рублей за ремонт траволаторов на "Беговой".
Однако недавно арбитраж поддержал позицию петербургской подземки и взыскал с ДТС 11,2 млн рублей убытков, отметив, что "оснований для возложения на метрополитен обязанностей по несению расходов по устранению недостатков не имеется".
Адвокат Наталия Мурашова, партнёр адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена", отмечает, что судебная практика по спорам о взыскании с подрядчика убытков, причинённых в связи с некачественным выполнением работ, складывается в пользу заказчика. "Принимая решение, суд исходил из буквального толкования положений соглашения, заключённого между метрополитеном и ДТС", — добавляет эксперт.
Отметим, что это не первый спор между петербургской подземкой и ДТС из–за проблем с траволаторами "Беговой".
Так, в июне этого года Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск метрополитена к ДТС на чуть более чем 11 млн рублей. В такую сумму подземке обошлась покупка необходимых материалов для двух траволаторов. Поскольку дирекция не компенсировала убытки ГУП, то оно обратилось в суд. Ответчик является ответственным за возникший у истца ущерб, указано в решении. В октябре 13–й Арбитражный апелляционный суд оставил это решение в силе, но точка в споре не поставлена: ДТС подала кассационную жалобу. Пока Арбитражный суд Северо–Западного округа не принял по ней решения.
"Судить о конкретных возможных мерах ответственности ДТС за неработающие траволаторы можно только после ознакомления с полным текстом соглашения. Однако из общих мер ответственности можно выделить право заказчика на требование безвозмездного устранения недостатков или же соразмерного уменьшения установленной за работу цены — либо возмещения своих расходов на устранение недостатков, но при условии, что такое право заказчика было предусмотрено договором. А за нарушение сроков устранения недостатков договором может быть также установлена неустойка", — поясняет Наталия Мурашова.
Отметим, что "Беговая" продолжает доставлять головную боль руководству метрополитена. В конце ноября на станции были замечены протечки, фотографии которых выложены в соцсетях. Как ранее писал "ДП", после открытия станции горожане неоднократно обращали внимание на проблемы с гидроизоляцией. По данным петербургской подземки, эти протечки — следствие некачественно выполненных строительных работ.
Работы по ликвидации протечек на "Беговой" начнутся в апреле 2023 года, планируемый срок их завершения — май 2024–го, пообещали в ДТС. Сейчас в дирекции ждут положительного заключения ФАУ "Главное управление государственной экспертизы" на скорректированную проектно–сметную документацию.