Восстановленную на "Севмаше" (входит в "Объединённую судостроительную корпорацию") рубку лендарной атомной подводной лодки "Золотая рыбка" установят в Северодвинске в качестве памятника.
Место установки определят с учётом мнения ветеранов-подводников и ветеранов судостроительной отрасли, сообщает пресс-служба правительства Архангельской области.
Первоначально предполагалось установить памятную композицию с рубкой в Приморском парке Северодвинска, но ветераны Центра судоремонта "Звёздочка" считают правильным разместить её на набережной на острове Ягры, которая была создана по инициативе директора "Звёздочки" Александра Зрячева и носит его имя.
Уникальный атомоход проекта 661 "Анчар" К-162, прозванный в народе "Золотой рыбкой", был заложен на "Севмаше" в декабре 1963 года и передан Военно-морскому флоту 31 декабря 1969 года. Атомоход установил абсолютный рекорд подводной скорости — 44,7 узла. Этот рекорд не превзойдён до сих пор ни одним флотом мира.
Есть версия, что в СССР лодку назвали "Золотой рыбкой" из-за дороговизны проекта. По некоторым данным, её стоимость составляла 2% от оборонного бюджета страны. На Западе АПЛ прозвали "Серебряным китом" за цвет корпуса из титанового сплава.
Рубка — единственная сохранившаяся часть подлодки после её утилизации, она хранилась на территории "Звёздочки" и была безвозмедно передана "Севмашу" для восстановления. Памятный знак предполагается выполнить из бетона, декором для сохранившейся рубки станут мраморные льдины, установленные у его основания. Композиция будет иметь подсветку по всему периметру. В случае установки в Приморском парке Северодвинска рубку планировалось развернуть в сторону города, имитируя возвращение корабля в порт.
Макет памятного знака с восстановленной рубкой АПЛ "Золотая рыбка".
Первая советская атомная подводная лодка К-3 "Ленинский комсомол" станет главным экспонатом Музея военно-морской славы в кластере "Остров фортов". Операция по транспортировке атомной субмарины в Кронштадте проходила необычайно зрелищно: местные жители могли наблюдать за процессом в ночное время. Из-за внушительных размеров атомохода в Кронштадте пришлось на время транспортировки демонтировать более 70 фонарей, светофоров и дорожных знаков.