ЛОЭСК в 2023 году, видимо, снова недополучит тарифную выручку. Со стороны это похоже на выдавливание областными властями компании с рынка.
Комитет по тарифам и ценообразованию Ленинградской области (ЛенРТК) 29 ноября установил необходимую валовую выручку (НВВ) для электросетевых организаций региона на 2023 год. В очередной раз пожелания АО "ЛОЭСК" (обслуживает более 1 млн потребителей области) по данному показателю учтены не были.
НВВ — это объём средств, рассчитываемый для регулируемых организаций, который требуется им для осуществления деятельности в течение определённого периода. Правительством региона для населения устанавливаются единые цены на электроэнергию, платежи потребителей стекаются в единый "котёл", из которого территориальные сетевые организации (ТСО) получают средства согласно установленной НВВ.
Для крупнейшей электросетевой компании, работающей в области, — ПАО "Россети Ленэнерго" — ЛенРТК определил НВВ на содержание в размере 26,55 млрд рублей. ЛОЭСК, вторая по размеру ТСО региона, запрашивала 11,9 млрд рублей, но получила только 4,85 млрд. "При этом ЛенРТК она рассчитана в размере 5,9 млрд рублей, но в соответствии с решениями ФАС из неё было вычтено 0,987 млрд рублей необоснованно полученных доходов за 2021 год", — утверждают в администрации Ленинградской области.
Потребности ЛОЭСК остаются неудовлетворёнными ещё с 2019 года. На этот год, например, компания просила 5,8 млрд рублей, но получила только 4,6 млрд. В 2021 году АО рассчитывало на 8,4 млрд, но ЛенРТК утвердил только 1,6 млрд НВВ.
В перспективе это может грозить компании банкротством: средства, недополученные из тарифных источников, приходится восполнять кредитами. И в самой организации подтверждают, что средств, закладываемых на работу компании комитетом по тарифам, в разы меньше необходимого.
В итоге за 2023 год ЛОЭСК получит "из котла" в 5,5 раза меньше денег, чем "Ленэнерго". Но объёмы, которые необходимо обслуживать, у компаний расходятся не так сильно.
НВВ распределяется в соответствии с количеством условных единиц оборудования у каждой организации. На 2022 год у ЛОЭСК таких у. е. на балансе было 107 тыс., а у "Ленэнерго" — 213 тыс. То есть ЛОЭСК должна содержать двукратно меньший объём мощностей на сумму, почти в 5,5 раза меньшую, чем у конкурента. Операционные расходы на условную единицу у "Ленэнерго" на 2022 год оценивались в 28,8 тыс. рублей против 16,2 тыс. на штуку у ЛОЭСК.
В ЛенРТК подчёркивают, что сравнение НВВ "Ленэнерго" и других ТСО некорректно. ""Россети Ленэнерго" работают в том числе на высоком напряжении и обслуживают оборудование, требующее высококвалифицированных специалистов и расходов, а также оплачивают транзит ФСК, тогда как другие ТСО обслуживают сети на невысоком уровне напряжения в городах Ленинградской области", — настаивают в комитете.
Однако замдиректора ассоциации "Сообщество потребителей энергии" Валерий Дзюбенко считает данную логику сомнительной. "У. е. между собой равны. Методология условных единиц, которая применяется для тарифообразования, основана на универсальности их сравнения — сами между собой у. е. не отличаются. Они рассчитаны исходя из объёмов оборудования того или иного класса напряжения, объёма сотрудников, сложности для их обслуживания", — объясняет эксперт. К тому же, добавляет он, на сетях высокого напряжения выше автоматизация и меньше объём отключений, а на низком напряжении часто случаются прорывы и происходят нарушения, что требует соответствующего внимания и расходов.
В ассоциации полагают, что ситуация, сложившаяся вокруг ЛОЭСК, может быть связана с трендом на консолидацию электросетевого рынка в регионах. Другие собеседники "ДП" на рынке соглашаются, что "Россети" не нуждаются в конкурентах. "И вообще частный бизнес в инфраструктурных объектах более не приветствуется в принципе", — добавляет один из аналитиков.