"Китайцы рулят": сервисы каршеринга и такси пересели на авто из КНР и РФ

Сервисы каршеринга и такси в этом году столкнулись с серьёзными проблемами роста цен и дефицита зарубежных автомобилей. Теперь обновление автопарков происходит за счёт китайских и частично российских марок.

Одним из первых сервисов, который осенью 2021 года начал сотрудничество с китайским автопромом, стал "Ситидрайв". В ноябре этого года компания стала выводить на линию 500 новых автомобилей китайского производства в Москве и Петербурге.
Петербургский автопарк "Ситидрайв" пополнится сотней новых автомобилей Chery Tiggo 7 Pro в комплектации Elite. "В нашем парке уже есть популярные Haval, Cherry, Geely, которые успели себя хорошо зарекомендовать на российских дорогах. Кроме того, мы стали первым каршеринг–сервисом, который вывел в свой парк лифтбэк китайского автопроизводителя — JAC J7. Мы наблюдаем высокий спрос на модели китайского автопрома и получаем положительный фидбэк от пользователей", — уточнили в сервисе.
Автопарк "Яндекс Драйв" в Петербурге также пополнился кроссоверами Haval Jolion и Chery Tiggo 4. А "Яндекс Такси" ведёт переговоры со всеми доступными для общения автопроизводителями (в том числе и китайскими), чтобы обеспечить партнёров новыми марками. "Мы получили квоту на машины для партнёров (до 10 тыс. авто) по льготным ценам. Парки могут приобрести их через лизинг", — уточнили в компании.
PR–директор People&People ("Ситимобил", "Таксовичкоф", "Грузовичкоф") Екатерина Зубенина замечает, что средняя стоимость автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства, а также их комплектующих и ГСМ выросла минимум вдвое. Содержание и ремонт автопарка тоже стали дороже. Стоимость страховки выросла в 1,5–2 раза, запчастей — на 40–60%.
В компании расширили действующую отечественную линейку автомобилей. К Lada Vesta и Lada XRAY добавились Lada Granta и Lada Largus для тарифа "Минивэн".
"Мы предварительно договорились с “Москвичом” о поставке 2 тыс. бензиновых автомобилей в 2023 году. Планируем приобрести машины для входящей в структуру агрегатора лизинговой компании “Ситипарк” (компания по предоставлению машин таксопаркам). Часть автомобилей планируется предоставлять партнёрам из других лизинговых компаний. Также обсуждаем поставки в таксопарки электромобилей, но от других компаний, например Evolute", — рассказала Зубенина.

О тех, кто остался

По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе–октябре 2022 года в России было продано 502 474 новых легковых и коммерческих автомобиля: почти на 61% меньше, чем годом ранее. Курс на стремительное снижение авторынок страны взял ещё в марте. Тогда об уходе с рынка или о приостановке поставок один за другим сообщили больше 20 иностранных автобрендов. Постепенно остановились и их предприятия, локализованные в России или собиравшие автомобили по контракту. По оценкам аналитического агентства "Автостат", если в 2021 году в стране работало 19 автомобильных заводов, то к осени 2022–го конвейер действует на пяти: АвтоВАЗ, УАЗ, Haval в Тульской области, "Москвич" и Evolute.
К концу ноября сеть официальных дилеров китайских автобрендов в России выросла до 1 тыс. автосалонов. А с 21 по 27 ноября доля китайских марок установила на нашем рынке очередной рекорд, достигнув доли 33,4%, уточнили в "Автостате".
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников считает, что уходящие из России западные марки сменятся китайскими, индийскими, иранскими и прочими. Страна происхождения здесь имеет не столь принципиальное значение, как цена. Проблема с доступностью автомобилей длится уже 3 года, с тех пор как ковидные локдауны разрушили производственные цепочки, возник дефицит, взвинтились цены на компоненты и готовые автомобили.

Доступно и дёшево

Представители лизинговых компаний отмечают, что сейчас сервисы каршеринга и такси считают более надёжным работать с китайскими и российскими марками, хотя теоретически есть возможность по параллельному импорту привезти любые, даже европейские марки авто. Интерес трансформируется с учётом таких факторов, как доступность запчастей и гарантийного ремонта. Обеспечить их сейчас могут лишь российские и китайские марки. При обновлении парков их владельцам приходится учитывать это обстоятельство.
В пресс–службе лизинговой компании "Европлан" замечают: появятся ли новые игроки на этом рынке, зависит от производства. Например, возможно, вырастет популярность тех же отечественных электрокаров Evolute. "Также появляются новости о попытках прощупать наш рынок производителей из разных “экзотических” стран, например Ирана. Можно предположить, что такие доступные авто будут востребованы в первую очередь в такси. Но сегодня нет уверенности, что они выйдут на российский рынок", — заявляют в компании.
Генеральный директор CARCADE Дмитрий Чернышев рассказал, что доля восточных брендов в портфеле компании выросла практически в 5 раз. Но в этом году вопрос о полном замещении ещё несвоевременен. На текущий момент не все ушедшие марки нашли себе замену. Например, легковые седаны марок Skoda, Volkswagen, Hyundai, Renault, не говоря уже о премиальном сегменте, замены которому нет.
"Увеличились сроки поставки в РФ альтернативными каналами. При этом импортируются более мелкие партии, как правило, с уже забронированным транспортом. Пока параллельный импорт не может конкурировать с прошлой инфраструктурой массовых поставок необходимого количества автомобилей. В структуре бронирования транспорта от любых поставщиков продолжают проявляться элементы валютного риска, который существенно начал перекладываться на лизинговые компании", — замечает Дмитрий Чернышев.

Такси в плюсе

В нынешних условиях у каршеринговых сервисов издержки выше, чем у агрегаторов такси. Доцент кафедры таможенного администрирования РАНХиГС Санкт–Петербург Дарья Щербакова отмечает, что до февраля 2022 года машины приобретались с государственной поддержкой на автомобили отечественного производства, преимущественно в лизинг. "Автомобиль использовался по максимуму, так как был постоянно в пути. А это значит, что парк такси необходимо обновлять каждые 2 года. Каршеринговые автомобили обслуживают владельцы сервисов, и это стало стоить на порядок дороже. Но совсем не забота агрегаторов — обслуживание машин при оказании услуг такси. А значит, нет такой потери прибыльности бизнеса", — заключает эксперт.
В "Яндекс Go" рассказали, что доходы их партнёров такси за 9 месяцев 2022 года составили 470 млрд рублей, что на 29% больше показателя за первые три квартала годом ранее. При этом в CloudPayments отмечали сокращение транзакций в каршеринге на 24%. Однако в "Ситидрайв" утверждают, что популярность каршеринга растёт. В том числе в Петербурге спрос на аренду автомобилей заметно увеличился по сравнению с прошлым годом.
Мы в компании успели обновить парк в самом начале кризиса автопроизводства. А начался он задолго до объявлений международных автоконцернов об уходе с нашего рынка. Наш автопарк относительно молодой. Так что на качестве и доступности такси для наших пассажиров ситуация едва ли отразится заметным образом в ближайший год. А если говорить в целом по отрасли, то, знаете, живут же как–то 15–миллионный Стамбул и 9–миллионный Тегеран! Маловероятно, что вы встретите такси таких же марок в европейских столицах. Но это не значит, что вам недоступна безопасная поездка в этих городах. В 30–е годы прошлого века на улицах города в такси работали "рено" и "форды". А уже спустя год–два на смену пришли автомобили ГАЗ, роскошные ЗИСы и М1. Сегодня история повторяется. Уверен, что спрос таксопарков и корпоративных парков удовлетворят компании, заместившие на рынке ушедшие международные концерны. Для нас важно, чтобы автомобиль такси был комфортным и безопасным, а его обслуживание — простым и недорогим. Соблюдение этих критериев позволяет предлагать клиентам приемлемую цену на услуги. Сейчас мы изучаем рынок и тестируем разные автомобили, отвечающие этим требованиям.
Максим Иванченко
Руководитель отдела рекламы "Такси 068"
Очевидно, что любой парк автомобилей требует обновления. Основная доля в каршеринге пока ещё приходится на седаны Hyundai Solaris, KIA Rio, VW Polo. Но у многих из этих автомобилей пробег уже более 100–150 тыс. км. Для привлечения клиента требуется обновлять парк. Сейчас на рынке сложно массово приобрести аналогичные автомобили. Поэтому сервисы каршеринга обратились к тем маркам, которые доступны, то есть к китайским брендам. В ближайший год сервисы каршеринга будут закупать автомобили местного производства. "Москвич", Evolute, LADA при наличии комплектаций с автоматической коробкой передач или вариатором. Пока более сильными из этих марок видятся позиции "москвича". У марки есть версия с бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач. Также продолжится пополнение парка за счёт китайских брендов. Не исключено, что кроме топ–3 марок из Китая в закупки попадут автомобили бренда Omoda. Он имеет доступную цену и сильную поддержку в виде материнского бренда Cherry. Произойдёт вымывание прежних объёмообразующих моделей (упомянутых выше седанов) по причине большого пробега. Могут быть единичные закупки эксклюзивных автомобилей для имиджевых целей — в первую очередь электрокаров Tesla или Volkswagen.
Денис Гаврилов
Автоэксперт
Мы продолжаем финансировать сделки с брендами из разных стран, в том числе с европейскими. При этом спрос изменился и переориентировался на Китай. Изменение структуры рынка в дальнейшем отразится на составе всех автопарков, в том числе такси и каршеринга. Сегодня купить китайские или отечественные авто надёжнее, чем, например, прибегать к механизму параллельного импорта. Машины из Китая и России можно обслуживать у официальных дилеров, они дешевле.
Марина Воробьёва
Начальник отдела формирования, внедрения и поддержки продуктов, сервисов, услуг компании "Балтийский Лизинг"
Условия предоставления лизинга менялись в течение года несколько раз. В начале года из–за роста ключевой ставки ЦБ лизинг стал дороже для клиентов. Последующее снижение ставки положительно сказалось на спросе. Сейчас проблем с ликвидностью у лизинговых компаний нет, ставки снизились и находятся на уровне или даже ниже уровня начала 2022 года. Более того, в рамках партнёрских отношений с китайскими брендами мы получаем скидки от производителей, которые транслируем клиентам. Для каршеринга нет альтернативы финансовому или операционному лизингу. Во второй половине текущего года мы наблюдаем рост объёмов сделок.
Артём Киселёв
Директор по продажам продуктов автолизинга "ВТБ Лизинг"