Сервисы каршеринга и такси в этом году столкнулись с серьёзными проблемами роста цен и дефицита зарубежных автомобилей. Теперь обновление автопарков происходит за счёт китайских и частично российских марок.
Одним из первых сервисов, который осенью 2021 года начал сотрудничество с китайским автопромом, стал "Ситидрайв". В ноябре этого года компания стала выводить на линию 500 новых автомобилей китайского производства в Москве и Петербурге.
Петербургский автопарк "Ситидрайв" пополнится сотней новых автомобилей Chery Tiggo 7 Pro в комплектации Elite. "В нашем парке уже есть популярные Haval, Cherry, Geely, которые успели себя хорошо зарекомендовать на российских дорогах. Кроме того, мы стали первым каршеринг–сервисом, который вывел в свой парк лифтбэк китайского автопроизводителя — JAC J7. Мы наблюдаем высокий спрос на модели китайского автопрома и получаем положительный фидбэк от пользователей", — уточнили в сервисе.
Автопарк "Яндекс Драйв" в Петербурге также пополнился кроссоверами Haval Jolion и Chery Tiggo 4. А "Яндекс Такси" ведёт переговоры со всеми доступными для общения автопроизводителями (в том числе и китайскими), чтобы обеспечить партнёров новыми марками. "Мы получили квоту на машины для партнёров (до 10 тыс. авто) по льготным ценам. Парки могут приобрести их через лизинг", — уточнили в компании.
PR–директор People&People ("Ситимобил", "Таксовичкоф", "Грузовичкоф") Екатерина Зубенина замечает, что средняя стоимость автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства, а также их комплектующих и ГСМ выросла минимум вдвое. Содержание и ремонт автопарка тоже стали дороже. Стоимость страховки выросла в 1,5–2 раза, запчастей — на 40–60%.
В компании расширили действующую отечественную линейку автомобилей. К Lada Vesta и Lada XRAY добавились Lada Granta и Lada Largus для тарифа "Минивэн".
"Мы предварительно договорились с “Москвичом” о поставке 2 тыс. бензиновых автомобилей в 2023 году. Планируем приобрести машины для входящей в структуру агрегатора лизинговой компании “Ситипарк” (компания по предоставлению машин таксопаркам). Часть автомобилей планируется предоставлять партнёрам из других лизинговых компаний. Также обсуждаем поставки в таксопарки электромобилей, но от других компаний, например Evolute", — рассказала Зубенина.
О тех, кто остался
По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в январе–октябре 2022 года в России было продано 502 474 новых легковых и коммерческих автомобиля: почти на 61% меньше, чем годом ранее. Курс на стремительное снижение авторынок страны взял ещё в марте. Тогда об уходе с рынка или о приостановке поставок один за другим сообщили больше 20 иностранных автобрендов. Постепенно остановились и их предприятия, локализованные в России или собиравшие автомобили по контракту. По оценкам аналитического агентства "Автостат", если в 2021 году в стране работало 19 автомобильных заводов, то к осени 2022–го конвейер действует на пяти: АвтоВАЗ, УАЗ, Haval в Тульской области, "Москвич" и Evolute.
К концу ноября сеть официальных дилеров китайских автобрендов в России выросла до 1 тыс. автосалонов. А с 21 по 27 ноября доля китайских марок установила на нашем рынке очередной рекорд, достигнув доли 33,4%, уточнили в "Автостате".
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси "Максим" Павел Стенников считает, что уходящие из России западные марки сменятся китайскими, индийскими, иранскими и прочими. Страна происхождения здесь имеет не столь принципиальное значение, как цена. Проблема с доступностью автомобилей длится уже 3 года, с тех пор как ковидные локдауны разрушили производственные цепочки, возник дефицит, взвинтились цены на компоненты и готовые автомобили.
Доступно и дёшево
Представители лизинговых компаний отмечают, что сейчас сервисы каршеринга и такси считают более надёжным работать с китайскими и российскими марками, хотя теоретически есть возможность по параллельному импорту привезти любые, даже европейские марки авто. Интерес трансформируется с учётом таких факторов, как доступность запчастей и гарантийного ремонта. Обеспечить их сейчас могут лишь российские и китайские марки. При обновлении парков их владельцам приходится учитывать это обстоятельство.
В пресс–службе лизинговой компании "Европлан" замечают: появятся ли новые игроки на этом рынке, зависит от производства. Например, возможно, вырастет популярность тех же отечественных электрокаров Evolute. "Также появляются новости о попытках прощупать наш рынок производителей из разных “экзотических” стран, например Ирана. Можно предположить, что такие доступные авто будут востребованы в первую очередь в такси. Но сегодня нет уверенности, что они выйдут на российский рынок", — заявляют в компании.