По ряду показателей жить в Петербурге выходит дороже, чем в Москве. При этом уровень жизни москвичи оценивают куда выше, чем петербуржцы.
По данным обнародованного недавно рейтинга журнала The Economist, инфляция в Петербурге в этом году значительно опережает московскую. "Согласно нашему обзору цен, инфляция в Москве сейчас составляет 17,1% в годовом исчислении в местной валюте, а в Санкт–Петербурге она достигла 19,4%. Контроль капитала, подавление импорта и перевод европейских платежей за газ в рубли поддерживает стоимость местной валюты. Между тем местные цены выросли из–за западных санкций", — отмечают исследователи. В связи с этим Петербург поднялся в рейтинге самых дорогих городов мира сразу на 70 позиций, что составляет самый значительный прирост в мире после Москвы.
Хотя, по данным The Economist, жизнь в Москве всё же обходится дороже, однако ряд других исследований показывает, что Петербург уже обгоняет столицу в этом отношении. В частности, по данным международной базы данных Numbeo, Северная столица вышла вперёд с середины 2022 года, так что в сводном рейтинге Москва заняла 287–е место, а Петербург — 279–е.
От борща до метро
В свою очередь, "Ромир" в ноябре обнародовал исследование стоимости базовой продовольственной корзины. "Из рассмотренных городов наиболее высокие цены на продукты по исследуемым сетям зафиксированы в Санкт–Петербурге", — говорится там. В Петербурге средняя стоимость корзины составила 4082 рубля, в Москве — 4047 рублей. В онлайн–проекте "Индекс борща" (который сравнивает стоимость продуктов для приготовления известного блюда) Петербург опережает Москву с августа. В декабре — на пять позиций.
Чуть ранее, в июле, были обнародованы данные сервиса "Суточно.ру", по которым Петербург существенно обогнал Москву по стоимости кратковременной аренды жилья (4020 рублей в сутки против 3725) и, таким образом, стал значительно дороже для туристов.
Бросается в глаза и разница стоимости проезда в общественном транспорте. Если отбросить всевозможные льготы, то разовая поездка в метро в Москве обойдётся в 61 рубль, а в Петербурге — в 65 рублей. Если говорить про наземный транспорт, то в Москве это будет тот же 61 рубль за одну поездку, в Петербурге — 60 рублей. Единый проездной на месяц москвичу обойдётся в 2360 рублей, петербуржцу — в 3385 рублей.
Если сравнить наиболее популярные у горожан двух столиц платёжные системы "Тройка" и "Подорожник", то стоимость проезда в метро составит 46 и 45 рублей соответственно. Петербуржцы тут выигрывают, есть у них и ещё варианты сэкономить. Однако, если учесть размеры метрополитена в двух городах, выгода как–то теряется. Подземка Москвы насчитывает 241 станцию, Петербурга — 72 станции. Плюс за те же 46 рублей в течение 90 минут москвичи могут воспользоваться не только метро, но и МЦД (Московский центральный диаметр, по сути новое наземное метро), а это огромная сеть.
Лучше едешь — дальше будешь
Член правления Ассоциации транспортных инженеров Андрей Горев объясняет, что эффективность транспортного обслуживания напрямую зависит от качества функционирования экономики города в целом.
"Транспорт формирует определённые затраты. Городские власти определяют транспортную политику и для её реализации (стимулирование спроса на общественный транспорт) стремятся определять минимальный тариф в соответствии с бюджетными возможностями покрыть разницу между объёмом выручки и затратами перевозчика. Для снижения этой разницы и, следовательно, возможности минимизировать тариф наиболее эффективный путь — снижение эксплуатационных затрат перевозчика и повышение выручки за счёт повышения объёмов перевозки", — поясняет эксперт.
На этом пути, по его словам, и находится Москва — организуются выделенные полосы, шлюзы для быстрого проезда перекрёстков, приоритет светофорного регулирования. Поездка без задержек привлекает население. Повышается объём перевозок, и транспорт за смену делает больше рейсов. Работает, а не стоит в заторах.
"В нашем городе нечего вспомнить из мероприятий для снижения затрат перевозчиков. Скорость движения только падает. Условно, в Москве автобус делает за смену 10 рейсов, а у нас семь — есть разница в затратах? Укоренилась традиция каждый год повышать тариф, ссылаясь на возросшие затраты перевозчиков. Вот и результат. В метро сказывается отсутствие нормальных планов его эффективного развития, увязанных с повышением экономической эффективности. Непрерывное продление существующих линий не увеличивает объём перевозки (те же пассажиры просто раньше садятся в метро), но зато увеличивает затраты — везти надо дальше", — говорит Андрей Горев.