Четверть участников опроса фонда "Общественное мнение" признались, что за последние 2–3 месяца их материальное положение ухудшилось. Если вам кажется, что это много, то вы ошибаетесь. Много было в мае, когда на ухудшение благосостояния жаловались 37%. За прошедшее время у многих дела, видимо, пошли на лад, невзирая на всю сложность текущей ситуации. Это, конечно, прямо противоречит заявлениям аналитиков потребительского рынка, которые любые колебания спроса склонны связывать именно со снижением доходов населения и как следствие — с падением покупательной способности.
Динамика ответов показывает плавное, но постоянное снижение доли респондентов, которые оценивают своё материальное положение как плохое. В 2010 году таких было 32%, в 2015–м — 29%, весной 2021–го — 26%. Показатели текущего года: февраль — 25%, май — 22%, август и ноябрь — 19%. А доля тех, кто считает своё материальное положение хорошим, за тот же период выросла с 7 до 23%. Кому же верить — экономистам или социологам?
Разгадка может крыться в том, что аналитики опираются на большие данные и статистику, а люди — на личные ощущения, не слишком задаваясь вопросом, как они формируются. И если человек отказался от покупки автомобиля, потому что не успел сделать это до взлёта цен и ограничения поставок, то у него действительно может создаться впечатление собственной состоятельности: деньги на счету есть, кредит платить не надо, ГСМ и расходники тоже не нужны. Другое дело, что для экономики страны такое "благополучие" идёт в минус, а не в плюс.
Стоит обратить внимание и на то, что самой многочисленной группой стабильно остаются те, кто считает своё материальное положение средним и не особо меняющимся. А ещё более показательно, что 25% опрошенных не смогли дать вообще никакого прогноза относительно своего финансового будущего. Это значит, что у них нет ни ожиданий, ни планов.