Уход зарубежных брендов заметно сказался на косметическом ретейле.
Среди иностранных компаний в этом году приняли решение уйти с российского рынка или приостановить деятельность на нём, например, Estée Lauder (бренды (MAC, Clinique, Bobbi Brown, Jo Malone, Origins, DKNY, Tom Ford Beauty) Henkel (бренды Schwarzkopf, Fa, Taft, Brillance, Natural Styling) планирует уйти не раньше конца 2022 года. Ранее основными поставщиками косметики в РФ были страны Европы и США.
В 2021 году в тройку лидеров по поставкам входили компании из Франции, Германии и Италии.
Как ранее заявляли в Минпромторге, российские производители обеспечивают (по состоянию на конец сентября) попадание на полки магазинов парфюмерно-косметической продукции на сумму до 0,5 трлн рублей.
В ведомстве ожидают увеличения объёмов производства в 2–3 раза в течение ближайших трёх лет. В первом полугодии 2022 года в РФ произвели 1,14 млрд единиц парфюмерно-косметической продукции. Среди отечественных брендов на российском рынке есть такие, как Faberlic, R.O.C.S, "Прелесть" и "Прелесть Professional" (производитель ОАО "Компания Арнест"), Deonica и другие.
Некоторым представителям косметического ретейла удалось адаптироваться к ситуации с наименьшими потерями. Как рассказал "ДП" генеральный директор сети "Улыбка радуги" Алексей Баулин, в его компании в течение года вывели из ассортимента около 700 товаров транснациональных брендов. Однако на смену им пришли новые позиции. Всего в сети на сегодняшний день представлены порядка 15 тыс. средств для ухода за собой и за домом.
“
"Мы расширили выбор товаров из России. Уже в середине года у нас появилось более 20 новых брендов, половина из них — отечественные. Также появились товары производства Беларуси, Турции, Китая и Кореи. Впервые мы представили на своих полках продукцию из Армении. Одной из самых громких новинок в ассортименте за этот год стал наш уникальный бренд натуральной косметики Botaniqua. В его линейке уже более 10 различных средств для ухода за собой", — рассказал Баулин.
Он добавил, что в дальнейшем сеть продолжит развивать собственные торговые марки, значительная часть из которых производится в России.
В связи с санкциями и проблемами поставок многим компаниям в этом году приходилось перестраивать логистические цепочки, налаживать контакты с новыми поставщиками. В "Улыбке радуги" рассказали, что вели работу как с некоторыми давними партнёрами, так и с совершенно новыми поставщиками и производителями. В результате удалось расширить выбор представленных ранее брендов и познакомить покупателей с новыми торговыми марками.
Глава компании отмечает, что импортозамещение перешло в разряд одного из "гигиенических факторов", необходимых для того, чтобы оставаться в бизнесе и продолжать его развитие в России.
По оценке Алексея Баулина, рынок российской косметики достаточно широк. В последнее время на нём стали появляться различные локальные бренды.
“
"Если раньше отечественные компании в основном производили “традиционные средства”, то за последние годы они расширили ассортимент за счёт уходовых и декоративных продуктов, в том числе патчей, хайлайтеров, консилеров, минеральной косметики для макияжа. При этом не стоит забывать, что российское производство зачастую не может обходиться без зарубежных сырья или упаковки. Как правило, даже для российского производства необходимо приобретать иностранные компоненты, промышленное оборудование. Поэтому на данный момент практически невозможно сделать производство в России полностью независимым от каких-либо других государств", — признаёт он.
По оценкам экспертов Fashion Consulting Group, доля импортного сырья в уходовой косметике составляет до 30–50%, в декоративной — до 50–60%, в парфюмерии — 90%. До 2022 года доля импортных товаров составляла до 80% в косметике и почти 90% в парфюмерии.