Сложившаяся экономическая ситуация не только изменила грузопотоки, но и поставила логистические компании перед необходимостью перехода на отечественное программное обеспечение. Наличие на внутреннем рынке успешно работающего специализированного софта позволяет решить эту задачу.
Согласно результатам исследования PwC, ещё три года назад 90% экспертов транспортно-логистического рынка осознавали серьёзность цифровизации, придавая значение системам обработки и анализа данных. Как отмечается в отчёте, активное развитие технологий привело к радикальным изменениям в отрасли — улучшению эффективности, оптимизации потоков, повышению скорости, гибкости и прозрачности доставки.
Понимание необходимости автоматизации логистических услуг зрело у российских предпринимателей давно, однако длительное время они относились к IT-решениям с точки зрения долгосрочных планов развития, а не выполнения неотложных задач. Сейчас сферу грузоперевозок с её многозадачностью уже сложно представить без применения специализированного программного обеспечения. Например, количество пользователей отечественной логистической биржи TRAFFIC уже составляет более 3,7 тыс. грузоперевозчиков и 1,5 тыс. грузовладельцев, а сама платформа в месяц обрабатывает порядка 30 тыс. рейсов.
Доставка по платформенным рельсам
Как правило, игроки рынка используют ПО для поиска перевозчиков со свободными мощностями и сравнения транспортных тарифов. Логистические онлайн-платформы, предоставляющие целый спектр сопутствующих сервисов, позволяют решать эти задачи комплексно. Экосистемы грузоперевозок объединяют представителей отрасли и смежных сфер и переводят бизнес-процессы в цифровую среду.
По данным РБК, в России свои грузопотоки автоматизируют не только транспортные компании, но и крупные ретейлеры, а также промышленные производители. Это связано с их стремлением оптимизировать работу, что подтверждает востребованность и актуальность платформенных решений. Ведущий консультант IT-компании DataArt Денис Баранов констатирует, что их использование даёт конкурентные преимущества, в том числе малым и средним компаниям.
Импортозамещение ПО
В этом году отечественный рынок покинули многие зарубежные компании, включая поставщиков программного обеспечения. В частности, об уходе из России объявили такие IT-гиганты как Adobe и Microsoft.
Продажу продуктов и услуг прекратили и компании, специализирующиеся на разработке софта для транспортной сферы. На этом фоне игроки логистического рынка, использовавшие зарубежное ПО, столкнулись с необходимостью импортозамещения.
"Уход иностранных IT-компаний с российского рынка — это очень болезненная мера, потому что во многих случаях они являются инфраструктурными. Например, ушёл язык программирования SAP, на базе которого делались решения для работы предприятий, в том числе транспортных. Но тут нужно иметь в виду, что многие уходящие компании давали определённое время, чтобы клиенты могли перейти на другой софт", — комментирует гендиректор аналитического агентства "ИНФОлайн" Иван Федяков.
Глава агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин считает, что рынок не останется без альтернативных предложений ввиду большой потребности бизнеса в IT-решениях. "Думаю, что уход западных компаний сказался на отрасли, но высокий спрос на качественные продукты нивелирует это", — резюмирует эксперт.
Отечественное решение
В России уже успешно действуют отечественные онлайн-платформы для сферы логистики, которые предоставляют услуги для эффективной работы и помогают участникам рынка снизить издержки. Их пользователям доступны широкая база исполнителей и гибкая система торгов. Кроме того, предприниматели получают гарантии безопасности, имея возможность свериться с рейтингом поставщиков, застраховать ответственность и риски в режиме онлайн.
"IT-сервисы TRAFFIC позволяют нам экономить от 2 до 7% от стоимости перевозки за счет использования гибкой системы торгов и сервиса мониторинга рыночных ставок. На платформе мы взаимодействуем с большим количеством перевозчиков, что существенно увеличивает конверсию закрытия рейсов, которые мы передаем на качественный аутсорсинг. Также для нас очень важно исключить риски работы с неблагонадежными партнерами, а реализованная на платформе комплексная система проверки и допуска перевозчиков помогает обеспечить должную осмотрительность в выборе перевозчика", — отмечают в пресс-службе ГК "Деловые Линии".
Изменившиеся экономические условия поставили перед участниками транспортного рынка новые задачи, но не лишили их возможности развиваться. Присутствие в отрасли продвинутых IT-решений позволяет представителям отрасли повышать свою эффективность и улучшать качество услуг. При использовании специализированного программного обеспечения грузоперевозчики могут ускорить поиск подходящей заявки и сократить время межрейсовых простоев. Кроме того, автоматизация процессов повышает производительность персонала в логистической цепочке и открывает простор для дальнейшего наращивания оборотов.