Замороженные убытки: владелец склада в Шушарах рискует обанкротиться после пожара

Автор фото: Архив "ДП"

Крупный столичный девелопер Александр Ванчура отбивается почти от 3,5 млрд рублей судебных претензий из–за пожара на принадлежащем его компании складе в Шушарах, где сгорели 8 тыс. тонн рыбы.

Московскому ООО "Русич–Шушары" придётся выплатить 50 млн рублей петербургскому ООО "СК Эксклюзив", которое арендовало 37,2 тыс. м2 складских помещений, где в ноябре 2021 года произошёл крупный пожар, уничтоживший 8 тыс. тонн хранившейся там мороженой рыбы.
Такое постановление Арбитражный суд Северо–Западного округа вынес 13 декабря. "Русич–Шушары" — владелец горевшего складского комплекса. Компания зарегистрирована в августе 2019 года в Московской области. По данным СПАРК, она полностью принадлежит московскому девелоперу Александру Ванчуре и специализируется на управлении недвижимостью. Финансовые показатели за 2021 год довольно скромные — 1 млн рублей чистых активов и 6,1 млн выручка от продаж. Компании принадлежит мультитемпературный склад класса "А" в Шушарах, который в 2021 году считался крупнейшим из заявленных к вводу в эксплуатацию петербургских складов.
Процесс, в котором 13 декабря поставил точку арбитражный суд, длится почти с момента пожара — целый год. В нём арендатор склада СК "Эксклюзив" пытается взыскать с "Русич–Шушар" 250 млн рублей за не переданные вовремя 28 тыс. м2 складских помещений из 37 тыс. По договору все площади "Эксклюзив" должен был получить к 30 декабря прошлого года, но пожар спутал карты. "Передача объекта аренды… невозможна в обозримом будущем. Имеющаяся на сегодняшний день просрочка исполнения обязанностей ООО “Русич–Шушары” продлится неопределённо долго и точно не будет устранена к сезонному предновогоднему (2021–2022 года) высокому спросу на складские услуги…" — написано в исковом заявлении "Эксклюзива".
Требование 250 млн рублей компания обосновала пунктом договора, где написано о возврате 50 млн рублей обеспечительного платежа в пятикратном размере, если склад не передадут ей целиком и вовремя. Суд в целом с требованиями согласился, но разделил их на возврат 50 млн рублей обеспечительного платежа и выплату 200 млн неустойки. Первое суд счёл невозможным, пока договор не расторгнут, а неустойку сократил в четыре раза, потому что "Эксклюзив" не доказал, что его финансовые потери из–за неисполнения договора столь велики.
Постановление кассационного суда, похоже, окончательное — выше только Верховный суд, в котором что–то меняется довольно редко. Впрочем, эти 50 млн — самый "дешёвый" из вызванных тем пожаром судебных споров. Генеральный директор СК "Эксклюзив" Константин Казекин считает, что всё может закончиться банкротством "Русич–Шушар".
"У нас есть договор аренды с “Русич–Шушарами”, который считается действующим, но там нечего ещё сдавать, склад недостроен. Ситуация так и висит в воздухе. Я думаю, у “Русич–Шушар” впереди банкротство, а складом будет владеть Совкомбанк. Он кредитор, и у него первая очередь", — считает Константин Казекин. Генеральный директор "Русич–Шушар" Михаил Судницын от комментариев отказался.
На данный момент на портале "Электронное правосудие" зарегистрировано 10 исков, слушание ни одного из которых не завершено полностью, исключение составляет разве что спор, постановление по которому вынесено 13 декабря, но и там нельзя исключать вмешательство Верховного суда. Общая сумма претензий к СК "Эксклюзив" и "Русич–Шушарам" в связи с тем пожаром составляет примерно 3,5 млрд рублей. Ответчиком по большей части претензий выступают "Русич–Шушары". Пока что в законную силу вступили решения ещё по двум спорам, ни один из которых не закончен.
В одном СК "Эксклюзив" не смог взыскать с владельца склада 91,5 млн рублей за сгоревшее во время пожара имущество — технику и материалы, необходимые для эксплуатации комплекса. Соответствующее решение вступило в законную силу в конце октября, но срок на обжалование в кассационной инстанции не истёк.
В последних числах октября вступило в законную силу решение петербургского арбитража о солидарном взыскании с СК "Эксклюзив" и "Русич–Шушар" 387 млн рублей — в такую сумму суд оценил ущерб, нанесённый четырём владельцам сгоревшей на складе рыбы, хотя они претендовали на 897 млн. Кассационный суд будет слушать это дело в конце января.
Таким образом, на текущий момент владельцы сгоревшей мороженой рыбы и арендатор склада взыскали с его владельца почти 0,5 млрд рублей, но это только начало. Впереди споры, общая сумма которых составляет ещё 3 млрд.
Марина Ведмук, заместитель генерального директора по правовым вопросам производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод", на одной из площадок которого недавно тоже случился пожар, говорит, что самый сложный момент — доказывание причинно–следственной связи между пожаром и убытками, которые истец хочет взыскать после него.
"Обратите внимание, что спор между СК “Эксклюзив” и “Русич–Шушарами” касается арендных отношений, а не прямого ущерба, нанесённого огнём. Да, эти арендные отношения не сложились из–за пожара, но они могли не сложиться из–за чего угодно другого. С точки зрения права причины, из–за которых какой–то договор не исполнен, не имеют значения, если это не форс–мажор. И суд в данном случае исходил из двух позиций: исполнен договор или нет и чем подтверждается размер суммы неустойки, которую пытался взыскать СК “Эксклюзив”", — говорит Марина Ведмук.
Партнёр юридической компании "Дювернуа Лигал" Александр Арбузов полагает, что убытки — один из самых сложных предметов для взыскания. "Суды весьма дотошны при их рассмотрении, сложности возникают как в части доказывания причинно–следственной связи между действиями ответчика и их возникновением, так и касательно сумм. Такого рода споры имеют значительную субъективную составляющую — тот же размер убытков можно оценить по–разному. Вопрос взыскания неустойки чуть легче, однако субъективно–оценочный фактор в нём ещё сильнее. Дело в том, что подлежащая уплате неустойка в случае её явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства может быть уменьшена в судебном порядке. Но чётких критериев этой “явной несоразмерности” не существует из–за многообразия жизненных ситуаций. Соответственно, этот момент остаётся на усмотрение суда. Спор между ООО “Русич–Шушары” и ООО “СК Эксклюзив” — как раз тот случай: суд уменьшил неустойку в четыре раза", — говорит юрист.