Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) не стала выкупать допэмиссию своего дочернего ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ). Это вливание могло стать крупнейшим для верфи за последние годы. Возможно, причина в государственной субсидии на 3 млрд рублей, которую направит заводу федеральное правительство.
Размещение ценных бумаг началось 26 октября и завершилось 9 декабря 2022 года, при этом ВСЗ не разместил за этот период ни одной акции, говорится в опубликованном отчёте верфи об итогах осуществления преимущественного права приобретения ценных бумаг.
ПАО "ВСЗ" планировало разместить 2 616 662 дополнительные обыкновенные акции в пользу своего мажоритарного акционера (ОСК владеет 96,7% ПАО). При номинальной стоимости 50 копеек цена продажи акции должна была составить 5858 рублей за штуку. Таким образом, если бы ОСК выкупила весь объём допэмиссии, Выборгская верфь привлекла бы от материнской компании 15,3 млрд рублей.
В ВСЗ отказались от комментариев. Возможно, причиной отмены допэмиссии стало выделение заводу адресной субсидии из федерального бюджета, о чём сообщил в сентябре председатель правительства России Михаил Мишустин. Как следовало из его слов, средства направят на строительство нового ледокола для ФГУП "Росморпорт".
Читайте также:
Финансы
ТГК-1 разместит облигации на 5 млрд рублей
"Учитывая, что ОСК — это государственная компания и субсидии выделены также государством, отмена допэмиссии действительно может быть связана с выделением субсидии", — предполагает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "ИВА Партнерс" Артём Тузов. Эксперт обращает внимание, что отрицательный капитал ПАО (по его отчётности за 6 месяцев 2022–го по МСФО) превышает 7,5 млрд рублей.
"Тут необходима как субсидия 3 млрд на решение оперативных вопросов, так и допэмиссия. Возможно, ОСК выбрала альтернативный план решения финансовых вопросов верфи и мы увидим в 2023 году новые корпоративные события", — отмечает Артём Тузов.
Дизельный ледокол проекта 21900М2, на который верфи могли потребоваться средства, уже заложен, его планируется достроить в декабре 2024 года. ВСЗ получил контракт на строительство стоимостью 10,5 млрд рублей в 2021 году. В целом портфель заказов верфи сформирован до конца 2026 года, сообщала ранее компания.
У Выборгской верфи непростое финансовое состояние уже не первый год. До тех пор пока его не купила ОСК в 2012 году, завод был частным, брал банковские кредиты и с трудом избежал закрытия. В 2021 году выручка ПАО "ВСЗ" достигла 7,5 млрд рублей по сравнению с 4,6 млрд в 2020–м, при этом чистый убыток составил 1,9 млрд (2,02 млрд годом ранее).
Поправить положение планировалось как раз с помощью допэмиссий. Предыдущая началась в декабре 2020–го и завершилась в июне 2022–го. Тогда ОСК выкупила около 43% объёма, а верфь привлекла 1,35 млрд рублей. Это позволило ВСЗ облегчить кредитное бремя, но не дало возможности выйти в прибыль (а это планировалось сделать к 2022 году).