Минцифры РФ обещало до конца года объявить компанию, которая создаст российский игровой движок. Не факт, что это спасёт отечественный рынок геймдева.
Глава Минцифры Максут Шадаев анонсировал запуск программы поддержки отечественных разработчиков игр, где одна из главных задач — разработка отечественного игрового движка, который смог бы заменить популярные зарубежные Unity и Unreal Engine. По его словам, российские игроделы находятся в зависимости от зарубежных разработок.
Вообще разговоры о разработке отечественного игрового движка ведутся с июля этого года. Сперва планировалось привлечь финансирование с помощью грантовой программы Российского фонда развития информационных технологий. Также СМИ сообщали, что субсидии в размере 3 млрд рублей на реализацию такого проекта у Минцифры запрашивали "Ростех" и VK. Но затем от этой идеи отказались, и ведомство сообщило, что рассчитывает найти частные источники финансирования.
Посильно и нереализуемо
Стоит отметить, что российским разработчикам не закрывали доступ к зарубежным игровым движкам. Один из самых популярных в мире — Unity — является бесплатным (при условии, что игра, которую на нём разработали, не приносит больше $100 тыс. в год). Другой — Unreal Engine — был платным, но некоторое время назад разработчикам игр и аниматорам разрешили использовать его бесплатно.
Константин Сахнов, основатель студии Vengeance Games, преподаватель НИУ ВШЭ и РАНХиГС, замечает, что и без подачи идеи "сверху" в России создавали собственные аналоги. Самый яркий пример на рынке — российский движок Unigine, работающий с 2005 года. За это время на нём было создано в том числе и множество зарубежных проектов.
"У нас уже есть целый ряд компаний, разработавших собственный игровой движок. В основном на слуху Unigine, однако есть и менее известные решения, к примеру от Nival / Allods Team. Создать собственный игровой движок с нуля — задача одновременно посильная и нереализуемая. С одной стороны, у нас уже есть примеры. Однако ни один из них не является столь универсальным, как тот же Unity. С другой — имея доступ ко всем технологиям мира, мы не создали конкурентоспособный движок, которым пользовались бы разработчики из любой страны. Что поможет нам сейчас, находясь в технологической изоляции, превзойти Unity или UE?" — рассуждает Сахнов.
По его словам, большинство российских разработчиков по–прежнему продолжают использовать Unity и Unreal Engine. Сахнов считает, что конкуренцию с ними невозможно выиграть в перспективе 5–7 лет.
Лови момент
Директор компании Toggle games LLC Андрей Битюцкий подчёркивает, что Unity и Unreal Engine — это уже не просто движки, а экосистема для создания игр, разрабатываемая и поддерживаемая лидерами индустрии. Поэтому заменить их практически невозможно. "Эти ребята постоянно разрабатывают и поддерживают новые технологии, интегрируют и поддерживают полезные сервисы, собирают огромные библиотеки ассетов и имеют огромное комьюнити. Нельзя просто так взять и повторить Unity, в котором больше 5 тыс. сотрудников", — заявляет он.
Получается, что на данный момент острой потребности в отечественном движке нет. Но Битюцкий обращает внимание, что она может появиться, если иностранные компании закроют российским разработчикам доступ к своим продуктам. "Мне кажется, что это и есть основной драйвер продвижения подобной инициативы. Мы можем только надеяться, что это даст импульс для развития отечественного геймдева. Но для его полноценного развития нужен также мировой рынок сбыта. Насчёт инвестиций — не уверен, скорее можно рассчитывать только на госфинансирование", — отмечает он.
Сахнов тоже называет идею создания собственного движка в целом рациональной.
"Но, на мой взгляд, сейчас не подходящий момент для такой разработки. Гораздо важнее принять меры поддержки тех немногих игровых разработчиков и компаний, которые ещё не уехали из страны. А также дать возможность вернуться или успешно работать тем, кто вынужден был покинуть страну из–за невозможности финансировать разработку игр внутри России", — оговаривается он.
По его мнению, новый движок не окажет никакого положительного влияния на российский игровой рынок. Небольшие индистудии вряд ли отдадут предпочтение чему–то, кроме Unity и Unreal Engine.
"Что же касается инвестиций, то сейчас они невозможны. Это, на мой взгляд, ключевая проблема, в решении которой нам нужна помощь государства. Снятие санкций, стабилизация политической обстановки, улучшение инвестиционного климата, защита капитала и прав собственности, а также государственная поддержка отрасли — вот то, что позволит возродить отечественный игровой рынок, который практически исчез в 2022 году", — резюмирует Сахнов.
Нужен эксклюзив
Сергей Голубкин, сооснователь геймдев–студий Maxelium AS, Drunkard Raccoons и Comrade Bear Games и евангелист технопарка "ИТ Крым", допускает, что разработка отечественного движка может дать стимул для роста рынка. Но только в случае создания качественного и оригинального решения, которое позволяет обойти имеющиеся сложности. Если появится индустриальный стандарт, который даст приток молодых кадров на рынок.
"В целом важно понимать, что отечественный рынок потребления сильно меньше отечественного рынка создания игр. Мы работаем на экспорт. Очень важно, чтобы новый движок был не просто локальной историей, а сразу использовался в нескольких странах. Оптимально, чтобы имел какой–то эксклюзив в одном из ключевых магазинов. Например, Steam давно думает о собственном движке (но закрыл разработку за неэффективностью), и в этом точно есть возможность для рынка", — говорит он.
Голубкин согласен с мыслью о том, что собственный движок, с одной стороны, давно напрашивается, но с другой — сложно вписываем в имеющийся рынок.
Впрочем, именно текущая ситуация с ограничениями рынков для русского геймдева и отъездом из страны значимого количества кадров может как раз оказаться тем моментом, когда отечественный игровой движок станет востребован. Он может стать стандартом для российской индустрии игр.
Все участники рынка сходятся в том, что разработкой отечественного движка, скорее всего, займутся крупные корпорации: VK, "Яндекс", "Сбер" или крупные российские разработчики игр, которым нужны движки под собственные проекты.
Причём наиболее вероятным кандидатом называется VK, который проявлял интерес к этому направлению. В игровом направлении VK, куда "ДП" отправил запрос, давать комментарии по этому поводу отказались.