Менее чем через неделю начнётся 2023 год, в который Петербург впервые войдёт с бюджетом, превышающим 1 трлн рублей. Рекордными станут не только доходы, но и дефицит. Существенная часть расходов придётся на транспорт.
Официально Петербург в 2023 году планирует заработать 1048,5 млрд рублей, потратить — 1195,3 млрд. Эти цифры не окончательные: бюджет обычно проходит корректировку в течение года. Так, финансовый план на 2022–й к окончанию года был увеличен относительно первоначальных прогнозов на 27% по доходной и на 16% — по расходной части.
Долговое бремя
Как бы ни гордились чиновники первым триллионом, пока бюджет 2023 года утверждён с доходами, на 5% меньшими, чем в откорректированном документе на 2022 год. Расходов, впрочем, будет на 12% больше, чем в окончательном варианте бюджета–2022. Примечательно, что этот рост соответствует значению официальной инфляции за 2022 год.
Основная часть расходов (23%) будет направлена на развитие транспортной системы (от строительства новых развязок и покупки подвижного состава до уборки дорог), чуть меньше, 21%, на образование (от строительства садиков и школ до выплат премий учителям), на здравоохранение придётся 13%, на соцподдержку граждан — 10%.
Дефицит учтён в планах по наращиванию государственного долга. На сегодня город уже выпустил облигации на 85 млрд рублей. Максимальный лимит долговой нагрузки (в том числе и благодаря инфраструктурным кредитам из федерального бюджета) на 2023 год установлен в 159 млрд рублей. На 2024–й — 209 млрд. Расходы на обслуживание долга вырастут в 2 раза, с текущих 6,6 млрд до 13,4 млрд.
Рекордный по размеру дефицит бюджета настораживает: он равен 147 млрд рублей, или 14% от доходной части. Даже в тяжёлых 2020 (12%), 2018 (6%), 2015 (13%) годах такого разброса между доходами и расходами Петербург себе не позволял.
Главный сюрприз финансового документа — увеличение начисленной заработной платы на 8,7%: в будущем году среднестатистический петербуржец будет получать 88,4 тыс. рублей в месяц. Сумма выше, чем планировали 2 года назад (в 2021–м считали, что она составит 85,8 тыс.). Эти показатели важны для прогноза сбора налога на доходы физических лиц: его доля в общей доходной части бюджета составляет почти 39%. Прирост по данному сбору в 2023–м по сравнению с 2022–м ожидается на 9%, или на 32,6 млрд рублей.
Если сборы от НДФЛ, как ожидается, вырастут, то про налог на прибыль организаций этого сказать нельзя. Чиновники допускают падение доходов экономики города и поэтому сократили ожидания от поступлений на 17%. Доля данного налога в бюджете сократится с текущих 40 до 35%. В абсолютных значениях — на 76 млрд рублей.
Впрочем, потери могут оказаться меньше. Если в сентябре чиновники из–за ожидаемой ликвидации института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН) говорили о потенциальных потерях в 2023 году примерно 220 млрд рублей, то уже к концу декабря всё изменилось. Во–первых, выпавшие доходы федеральные финансисты пообещали частично компенсировать. Во–вторых, планируется трёхлетний переходный период, в течение которого ситуация может опять измениться к лучшему для казны: например, в городе может появиться новый крупный налогоплательщик или повысятся ставки налогов.
С другой стороны, есть ощущение, что город уже начал экономить и понемногу сокращать траты. Губернатор Петербурга Александр Беглов в сентябре утверждал, что благодаря дополнительным доходам, полученным в 2022 году, город будет сдерживать рост тарифов на проезд в общественном транспорте в 2023–м. Однако исходя из позднее утверждённых цифр субсидии метрополитену или наземному транспорту не выглядят столь внушительными.