Продавцы живых елей столкнулись со сложностями поставок из Европы. Цены уже выросли, но в следующем году новогодняя радость обойдётся ещё дороже.
Спрос на живые ели к Новому году среди петербуржцев стабилен. Однако продавцы отмечают, что из–за санкций им пришлось поменять логистические пути и поискать новых поставщиков в Европе.
Деревья со сложной судьбой
Совладелец компании "Мастер Ёлкин" Максим Лосев в беседе с корреспондентом "ДП" заметил, что спрос на живые ели по сравнению с прошлым годом остался плюс–минус таким же. Правда, в этом году в Петербурге уже почти закончились пихты выше 2,25 метра.
Самая популярная позиция у петербуржцев — датская пихта Нордмана. Это элитное дерево, которое практически не осыпается. Стоит оно обычно от 5,9 тыс. рублей. В более низком ценовом сегменте пользуется спросом русская ёлка.
“
"Несколько лет назад был бум на искусственные деревья. Сейчас люди стали понимать, что такие ёлки быстро ломаются, причиняют вред природе. А живые специально растят на плантациях для вырубки и продажи, сажая потом новые деревья. Да и раньше элитные датские пихты в Петербург не завозили, они только начинали появляться. Такое же пушистое, как датская пихта, но искусственное дерево будет стоить около 50–60 тыс. рублей. Поэтому горожане стали выбирать живые деревья из–за соотношения цена/качество", — отмечает Максим Лосев.
Но сейчас доставить пихты из Европы — не такая простая задача. Продавцам приходится либо искать новых поставщиков, либо завозить товар другими путями. В "Мастер Ёлкин" ели и сосны привозят из Пермского края, а пихты Нордмана поставляются из Дании. Поэтому в этом году деревья дольше транспортировали в Петербург, а сама доставка стала дороже: из Дании — на 80%, по России — на 10%. При этом закупочная цена на сами деревья (и российские, и европейские) осталась такой же, как и год назад.
Управляющий "Петроёлки.ру" Роман Шереметьев отмечает, что спрос на живые ели в этом году снизился на 10–15%. А вот розничные цены в компании повысились на 15–20%. Но предприниматель отмечает, что у некоторых игроков рост цен двукратный. Это связано с заметным ростом расходов на закупку, транспортировку и хранение.
Ёлки компания поставляет из Европы, и в этом году было много сложностей. В основном речь о задержках — деревья приехали на 10 дней позже.
"У нас небольшое количество российских ёлок, но они очень сильно уступают по качеству европейским. Это связано с тем, что вырастить ёлку — большая проблема. Деревья требуют колоссальных вложений, ухода, это технологически очень сложный процесс", — уточняет Роман Шереметьев.
Более того, в России климатические условия не позволяют получить пихты нужных сортов. Они растут в США и в Европе, и альтернатив пока нет. Заменить их на данный момент тоже нечем.
Экономия на празднике
Ретейлеры отмечают, что в Петербурге растёт спрос на ёлки и украшения низкого ценового сегмента.
В пресс–службе сети "Лента" рассказали, что чаще всего покупатели приобретают искусственные ели "первой цены": на их долю приходится почти половина проданных новогодних деревьев. При этом незначительно вырос спрос на ели премиум–сегмента. В качестве украшений чаще всего покупатели выбирают пластиковые шары.
В ассортименте гипермаркетов "Магнит" представлены и живые пихты. В Петербурге продажи стартовали 16 декабря, и распродано уже около 30% объёма. Популярностью у покупателей пользуются как живые, так и искусственные ёлки, говорят в компании.
В этом году покупатели начали раньше готовиться к праздникам, декорировать дома и приобретать подарки. Уже в ноябре в "Магните" значительно вырос спрос на новогодние украшения по сравнению с прошлым годом. В магазинах больших форматов продажи праздничной продукции выросли на 73% в денежном выражении, в магазинах у дома — на 61%.
В магазинах Hoff в Петербурге зафиксировали рост спроса на новогодние ёлки: выручка от их продаж увеличилась на 21%. При этом роста спроса на ёлочные украшения и новогодние аксессуары не наблюдается. Средний чек на покупку новогодних украшений вырос на 8% относительно прошлого года.
В Hoff перераспределили каналы закупок в категории новогодних товаров, и весь объём был разделён на три канала: российские производители, российские импортёры и собственный импорт из Китая.
Привлечь внимание
Игроки рынка отмечают, что в этом году стоимость украшений для коммерческих помещений и торговых центров тоже выросла на 10–15%. Но уже сейчас поставщики переписывают цены для тех, кто украшает в последний момент.
Однако в пресс–службе ТК "Невский центр" отметили, что арендаторы не экономили на оформлении — магазины украшены, как и в прошлом году.
"Конкуренция среди торговых комплексов в этом году заметно выросла. Чтобы привлечь покупателя, обычной рекламы уже недостаточно. Мы должны делать действительно нестандартные шаги, — говорит Наталья Козырева, руководитель направления аренды коммерческой недвижимости ТК “Мебель Сити”. — В этом году мы пошли по пути перформанс–маркетинга, и это дало результат: наши “живые” новогодние витрины обращают на себя внимание прохожих. Это позволяет арендаторам получить новых клиентов".
Стоимость услуг по найму артистов также выросла на 20–30% по сравнению с прошлым годом, так как в 2021 году был дисконт из–за пандемии.
Роман Шереметьев замечает, что спрос на коммерческие заказы живых елей в этом году немного ниже, чем в 2021–м. В прошлом году после окончания пика пандемии в городе было много корпоративных мероприятий.
Основательница новогодней студии декора Elkinshop Оксана Жданова рассказала, что спрос на украшение помещений сохраняется примерно на том же уровне, что и годом ранее. Средний чек заказов при этом вырос на 15%. Многие компании к ёлке стали заказывать ещё и декоративные композиции в едином стиле.
"Петербуржцы действительно всё больше ценят услугу покупки или аренды уже украшенной ёлки. Также бывают заказы с просьбой украсить давно закупленную ель. Если декор заказывать заранее, то проблем с поставками не было. Однако если есть необходимость срочно докупить декор, то мы заметили, что в этом году в магазинах более скудный ассортимент", — говорит она.