За минувшие 12 месяцев Петербург пережил бунт против QR-кодов и массовый исход иностранных брендов, провёл первый постковидный ПМЭФ, лишился нескольких исторических зданий и активно сопротивлялся реновации. "ДП" вспоминает главные события 2022 года в итоговом дайджесте.
Январь: QR-бойкот и арест ресторатора Коновалова
2022 год в Петербурге начался с нешуточных баталий вокруг QR-кодов. Рестораторы ополчились против требования Смольного обслуживать посетителей только при наличии сертификата о вакцинации от ковида или о перенесённой болезни.
QR-сопротивление возглавил предприниматель Александр Коновалов, под "знамёнами" которого объединились не только несколько десятков баров, кальянных и кафе Петербурга, но и радикальные антиваксеры. Они называли коронавирусные ограничения незаконными и "фашистскими" и отказывались выполнять распоряжения Смольного.
К концу месяца началось открытое противостояние. Власти города проводили рейды и закрывали участников QR-подполья. Коновалов выводил сторонников на улицы. Смольный вновь отвечал масштабными проверками и обвинял протестующих в корысти. Конфликт сошёл на нет сам по себе после того, как Коновалова задержали и поместили в СИЗО по делу о взятке. QR-коды оставались частью петербургской реальности ещё месяц с лишним, но их затмили другие события.
Читайте также:
Итоги года
Это тоже было в 2022–м: неочевидные итоги года
Февраль: обострение на Донбассе и начало СВО
В феврале с Донбасса начали сообщать об обострении ситуации. Лидеры ЛДНР попросили Владимира Путина признать суверенитет республик. Вечером 21 февраля российский президент удовлетворил эту просьбу. А спустя три дня, утром 24 февраля, объявил о начале специальной военной операции.
Президент США Джо Байден пообещал ответить жёсткими санкциями. Вице-губернатор Петербурга Алексей Корабельников, курирующий экономический блок Смольного, заверил, что санкции никак не отразятся на жизни города.
На фоне этих событий петербуржцы бросились опустошать банкоматы. Губернатор призвал жителей города сплотиться и не ссориться с друзьями. Митинг против спецоперации в Смольном согласовать отказались, а по городу распространились билборды с портретами Путина и его цитатами по поводу военной операции.
Март: массовый исход брендов
Вслед за ним потянулись финские Fazer, Valio и Paulig. Рынок фаст-фуда Северной столицы лишился ключевого игрока в лице McDonald’s. Владелец KFC и Pizza Hut тоже заявил о приостановке бизнеса в России. Модникам стали недоступны бренды испанского холдинга Inditex (Zara, Bershka, Pull & Bear, Oysho), закрылись магазины Women’secret.
Впрочем, руководство некоторых брендов отказалось покидать российский рынок. В частности гендиректор французского "Ашана" заявил, что компания продолжит работу в интересах гражданского населения.
Апрель: снос исторических зданий и дело против КГИОП
Неожиданно к борцам за сохранение архитектурной старины присоединился глава Следственного комитета Александр Бастрыкин. Он лично вник в обстоятельства сноса исторических зданий и распорядился навести порядок. Итогом стало уголовное дело в отношении чиновников петербургского комитета по охране памятников.
Май: отмена масочного режима
Май стал месяцем, когда Петербург официально победил пандемию. В ознаменование этого события губернатор Беглов отменил масочный режим, который петербуржцы соблюдали целых два года.
Решение об избавлении от опостылевших масок было принято самим губернатором, но с оглядкой на точку зрения Роспотребнадзора, подчёркивали в Смольном. С того дня использование средств индивидуальной защиты носит в Петербурге рекомендательный характер.
К слову, в Москве к тому времени масочный режим не действовал уже два месяца, а в петербургском транспорте за открытое лицо стали штрафовать в 10 раз реже.
Июнь: ПМЭФ без западных инвесторов, но с талибами
В 2022 году Петербург принял юбилейный, 25-й международный экономический форум. Организаторы анонсировали участие представителей 90 стран, однако мероприятие прошло без участия крупных западных делегаций.
Самыми яркими гостями форума стали представители запрещённой в России террористической организации "Талибан", Филипп Киркоров в качестве инвестора проекта на 1,5 млрд рублей в Ленобласти, а также рэпер Тимати и блогеры-амбассадоры российской социальной сети YAPPY. Впрочем, главной звездой форумы был не человек, а робот-бариста Дуняша. В рейтинге самых упоминаемых персон она обошла Гремана Грефа и Антона Силуанова.
Беспрецедентная DDoS-атака на информационные системы ПМЭФ сбила с толку охрану на входе в зал пленарного заседания и заставила отложить на 1,5 часа выступление президента Путина. Которое, впрочем, всё равно состоялось и ожидаемо было посвящено крушению однополярного мира.
Июль: протесты против реновации
Главным словом июля в Петербурге стала "реновация". Закон о расселении панельных хрущёвок вызвал давно невиданную волну возмущения среди горожан.
Жители районов, теоретически рискующих попасть под реновацию, начали объединяться, создавать тематические чаты, собирать подписи против закона и готовить коллективные иски к губернатору.
В Смольном не ожидали такого отпора и поначалу списали его на "предвыборные провокации". Однако вскоре стало очевидно, что неопределённость по поводу дальнейших планов реновации действительно накаляет обстановку. В итоге горожанам пообещали создать общественный штаб и включить в него общественников и представителей жильцов хрущёвок.
Август: ЕС без российских туристов
Петербуржцы не успели толком вкусить радость от возобновления зарубежных поездок после ковида, как ЕС вновь решил закрыть свои границы из-за СВО.
Первыми об этом заговорили власти Эстонии. Премьер-министр этой страны заявила, что "посещение Европы не право, а привилегия". Глава правительства Финляндии поддержала коллегу. Санна Марин назвала "неправильным" то, что русские "могут жить нормальной жизнью, ездить в Европу, быть туристами" во время военной спецоперации на Украине, которую проводит РФ. Тем не менее Финляндия, относительно недавно возобновившая выдачу виз, решилась на радикальные меры не сразу. Для начала власти этой страны начали искусственно замедлять оформление документов.
К концу месяца страны ЕС договорились усложнить условия получения шенгенских виз для россиян. Страны Прибалтики, Польша и Финляндия не смогли добиться общего запрета на въезд туристов из России и ввели его самостоятельно.
Сентябрь: мобилизация и финский отток
С 21 сентября в России началась частичная мобилизация. Министр обороны России Сергей Шойгу оценил потребности армии в 300 тыс. резервистов. Ответственными за выполнение этой задачи назначили губернаторов. В Смольном немедленно пообещали активизировать работу по выявлению уклонистов.
Попавшие под мобилизацию петербуржцы начали штурмовать ЗАГСы и осаждать нотариусов, чтобы успеть написать доверенности на близких. Работодателям рекомендовали составить списки критически ценных сотрудников. Значительная часть жителей Северной столицы потянулась в соседние страны. На границе с не успевшей окончательно закрыться Финляндией выросли многочасовые очереди. Военные воспользовались ситуацией и развернули у погранперехода в Ленобласти призывной пункт.
К концу месяца власти города отчитались о выполнении плана по призыву резервистов на 30%. А суд зарегистрировал первый в Петербурге иск, оспаривающий мобилизацию. Также городские суды получили 353 административных дела на участников акций протеста против призыва.
Октябрь: бегство Собчак
Фигуранткой главного скандала октября стала не чужая петербуржцам телеведущая и блогер Ксения Собчак. В прессу просочились сообщения об обыске в загородном доме журналистки. По данным СМИ, следственные действия были связаны с делом о вымогательстве. По версии следствия, подчинённые Собчак, в частности, коммерческий директор Кирилл Суханов, вымогали у высокопоставленных сотрудников "Ростеха" деньги за так называемый "блок на негатив" в телеграм-каналах.
Теледива называла все обвинения бредом и давлением на СМИ. Однако 26 октября она спешно покинула Россию через границу с Литвой. Из страны Собчак уехала по израильскому паспорту, который стал сюрпризом для МВД. В итоге она всё же вернулась и принесла извинения главе "Ростеха" Чемезову за "вред" от действий коллег.
Ноябрь: конфликт Пригожина и Беглова
Вялотекущий конфликт ресторатора Евгения Пригожина со Смольным вышел на очередное обострение на фоне открытия "ЧВК Вагнер Центра" в Петербурге. Госстройнадзор отказал в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию, ссылаясь на нарушения и некорректные сведения в документации. Представители Пригожина обратились в суд и называли решение ведомства идеологически мотивированным.
Впрочем, отказ не помешал центру на Зольной улице открыться в назначенный день. Сообщалось, что в первый день работы его посетили несколько сотен человек. Создатели центра призвали к сотрудничеству изобретателей, проектировщиков, IT-специалистов, экспериментального производства и стартап-пространств, которые помогут развитию военной отрасли.
Декабрь: снегопады и снежная реформа
Первый месяц зимы по обычаю добавил головной боли коммунальщикам, которые, казалось бы, уже должны были быть готовы к снегопадам. Весь год профильный блок Смольного усердно готовился и рапортовал о закупке новой техники и формы для дворников.
ГАТИ насчитала к началу третьей декады декабря более тысячи нарушений при уборке снега. Не обошлось и без откровенных конфузов: как выяснилось в ходе одной из проверок. ГУДП "Центр" доверило уборку тротуаров компании, начальство которой находится под следствием. А в середине месяца руководству комитета по благоустройству пришлось объяснять, как связаны расходы на борьбу с сугробами и наледью и восстановление Мариуполя. Единственным человеком, довольным уборкой снега в Петербурге, кажется, остаётся президент Белоруссии Александр Лукашенко, который не скупится на похвалы в адрес петербургских коммунальщиков даже в присутствии президента РФ.