Продажи ювелирных изделий снизились в 2022 году. Игроки рынка отмечают, что покупатели теперь более рационально подходят к покупкам украшений. Тем временем, с 2023 года из-за изменений налогового режима ювелирную отрасль ждут большие перемены: многие малые производства будут вынуждены закрыться или работать по "серым" схемам.
Управляющий партнёр ювелирного холдинга Sokolov Артём Соколов поделился с "ДП", что всего за 2022 год продажи снизились примерно на 10%, а объём рынка таким образом составил 271 млрд рублей. В 2019 году объём рынка составлял 247 млрд рублей, в пандемийном 2020 году — 237 млрд. В 2021 году рынок вырос до 300 млрд рублей, но это было обусловлено отложенным спросом.
Кому серебро, кому золото
"Рынок в последние годы становится всё более демократичным из-за тренда на серебро. Доля серебряных изделий в продажах достигает 80% — это бюджетные украшения на каждый день. Средний чек в этом сегменте — 1,5–2 тыс. рублей. В кризис люди всё ещё хотят себя радовать. Ювелирные украшения — часть культурного кода, базовое решение для подарка, помолвки, свадьбы и других праздников. Экономические кризисы скорее оказывают влияние на переключение спроса из золотого сегмента в серебряный", — замечает Соколов.
Директор по маркетингу и организации розничных продаж сети "585*Золотой" Андрей Шляев говорит, что в 2022 году в компании зафиксировали три основных тренда поведения покупателей, которые с большой долей вероятности только усилятся в следующем году. Первый — рациональное поведение клиентов, которое распространилось и на ювелирный шоппинг. Трафик в магазины, особенно в торговые центры, сокращается, но становится более целевым. То есть покупатели приходят, уже зная, что хотят приобрести. Клиенты внимательнее относятся к дополнительным финансовым инструментам (баллам за покупки, беспроцентной рассрочке, условиям кешбэка и т.д.). Наличие скидок или специальных условий становится зачастую определяющим при выборе бренда и изделий. В 2022 году доля клиентов, пользующихся кешбэком, достигла 17%.
Что касается драгоценных металлов, то в "585*Золотой" видят, скорее обратную тенденцию — повышается интерес к золоту. Однако, как ни парадоксально, объясняется это тоже рациональным выбором покупателя, который заинтересован в покупке более ценной вещи, а не ширпотреба.
“
"На протяжении многих лет количество серебряных украшений значительно превышало количество золотых. Но в этом году покупатели стали чаще обращать внимание на золото. При этом вырос спрос на золото более высокого ценового сегмента с бриллиантами и другими натуральными и выращенными драгоценными инкрустациями (+11,3% к 2021 году). В то время как недорогие украшения с фианитами, вопреки прогнозам, не показали высоких продаж", — отмечает Андрей Шляев.
Ничего не изменилось
Артём Соколов подчёркивает, что специфика российского ювелирного рынка заключается в том, что компании работают на местном сырье. Металлы — золото, серебро и платина — добываются в России. Основная доля выручки на этом рынке, порядка 65–70%, приходится на золотые изделия. Россия занимает второе место в мире по производству платины после Южной Африки, третье — по золоту после Китая и Австралии, четвёртое — по серебру. Крупные бриллианты — российские, драгоценные камни мелкой огранки — из Индии, фианиты — из Китая. В этом отношении ничего не изменилось.
"Расходные материалы у нас тоже российские или китайские. Западное оборудование есть только у некоторых крупных производителей. Но вопрос поставки запчастей для них уже решён обходными путями или китайскими аналогами — с небольшим ростом сроков поставок и цен. Доля экспорта в Европу и до санкций была мизерной, схлопывание этого канала продаж на общем состоянии рынка никак не отразилось. В целом я не вижу сейчас острых проблем. Спрос не растёт, но и не падает", — говорит эксперт.
НДС не оставляет шансов
Однако для малых ювелирных производств ситуация выглядит куда более тревожной. Изменения в Налоговом кодексе РФ, вступающие в силу с начала 2023 года, грозят многим их них критическим увеличением финансовой нагрузки и даже банкротством из-за перехода на уплату НДС. Владелец ООО "Диамида" и член совета Ассоциации ювелиров Петербурга Армен Манукян рассказал, что уже сейчас идёт закрытие мелких предприятий не только в Петербурге, Ленинградской области, но и по всей стране.
"У меня остаётся производство, его перевожу на ОСНО, а остальное пока закрывается. На маркетплейсах также сворачиваем торговлю. Многие микропредприятия работают до 31 декабря, а дальше есть только два варианта — либо работать в тени, либо закрываться. Потому что переход на НДС очень накладный и для многих небольших компаний неподъёмный. У меня помещение в собственности, арендных площадей нет, поэтому я могу себе позволить один квартал посмотреть, что будет на рынке. Но таких как я, в отрасли немного", — говорит он.
По оценке Манукяна, в I квартале 2023 года на рынке может закрыться до 60% розничных малых и микропредприятий. А следом начнут закрываться и производители ювелирных украшений. При самом плохом сценарии, по итогам I полугодия количество небольших производителей может сократиться на 70–80%.