Ещё каких‑то пару лет назад рынок e-commerce только начинал развиваться в России. Крупные онлайн-площадки присутствовали лишь в Москве и Петербурге. В пандемию рынок стал принципиально другим, процесс консолидации и быстрого развития ускорился как в сегменте non-food, так и в доставке продуктов питания.
Партнёр Data Insight Борис Овчинников говорит, что сейчас рынок e-commerce стал общероссийским — подавляющее большинство игроков предоставляет свои услуги по всей стране. В Петербурге работают все крупные игроки, присутствующие в Москве: единственное исключение в топ-50 интернет-магазинов — "Утконос", который закрыл свой проект в регионе в 2021 году.
“
"То, что рынок общероссийский, не означает, что он везде развивается одинаково: если в регионах рост рынка идёт и за счёт расширения количества покупателей, и за счёт роста частоты покупок, то в Петербурге и особенно в Москве доминирует второй драйвер — увеличение частоты", — подчёркивает Овчинников.
По итогам 2021 года объём онлайн-продаж в Москве составил 1470 млрд рублей, а в Петербурге — 410 млрд (обе оценки включают Московскую и Ленинградскую области соответственно). То есть разница в рынках чуть больше, чем в 3,5 раза.
Аналитик исследовательской компании NTech Мария Закатова отмечает, что люди всё чаще отдают предпочтение покупкам в интернете и приобретают не только продукты питания, но и товары, которые раньше покупали в традиционных магазинах. "Это существенно экономит время, так как можно заказывать товар в любое время суток из любой точки мира. Поэтому онлайн-рынок сейчас динамично развивается как в Москве, так и в Петербурге — появляются новые игроки, вследствие чего растёт и конкуренция. В Москве доля онлайн-покупателей составляет приблизительно 82,3 %, а в Петербурге — 72,8 %, при этом москвичи чаще заказывают продукты питания и средний чек составляет 2494 рубля, а у петербуржцев — 2255 рублей", — уточняет эксперт.
Значимых отличий в покупательском поведении у петербуржцев по сравнению с москвичами не замечают и в компании Ozon. Оба региона растут с высокой базы и в количестве активных клиентов, и в количестве заказов. Каждый год регионы показывают рост аудиторных показателей: число клиентов из Петербурга и Ленобласти в первом полугодии 2022 года выросло на 54 % год к году, а из Московского региона — на 47 %.
Генеральный директор INFOline Иван Федяков говорит, что на долю онлайн-продаж приходится 23 % от общего объёма розничного товарооборота в Москве. В Петербурге этот показатель соответствует 19 %.
“
"Произошла существенная консолидация рынка. По оценкам INFOline, на долю топ-10 крупнейших интернет-ретейлеров приходится уже около 65 % от общего объёма продаж через интернет. Это гораздо больше, чем в традиционной рознице, ведь там на топ-10 игроков приходится только треть розничного товарооборота. Эта консолидация приводит к тому, что абсолютно все игроки, входящие в топ-10, работают в Петербурге и Москве и на них приходится больше половины от общего объёма интернет-продаж", — рассуждает Федяков.
Второй тенденцией последних двух лет является активное развитие технологии маркетплейс. В 2019 году только 7,5% оборота продаж в онлайне приходилось на маркетплейсы. Но по итогам 2021 года они уже имели более 27%.
Директор по маркетингу сервиса "Самокат" Игорь Рожков резюмирует, что для многих жителей Москвы и Петербурга доставка стала неотъемлемой частью быта. Разница в подходе к работе заключается в аудитории и её характеристиках. Также в зависимости от города может разниться маркетинговый подход.
При поддержке Тинькофф Бизнес