Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Атомный транш
Новым российским атомоходам — быть. Правительство выделило почти 60 млрд рублей на строительство пятого и шестого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Ещё 12 млрд рублей пойдут на создание головного многофункционального судна атомно-технического обслуживания проекта 22770, разработанного петербургским ЦКБ "Айсберг". Оно заменит плавтехбазу "Имандра", находящуюся в строю с 1981 года.
Как следует из распоряжения, подписанного премьером Михаилом Мишустиным, пятый атомоход серии должен быть построен в течение 2023–2028 годов, шестой — с 2024 по 2030 годы. В свою очередь, сооружение многофункционального судна будет осуществлено в 2023–2029 годах. Строительством всех трёх судов займутся предприятия Северной столицы.
Новые мощные ледоколы необходимы России — атомоходы предшествующих проектов постепенно "вырабатывают" свой срок. К тому же, в перспективе нескольких лет российскому атомному флоту предстоит выполнить важную задачу — обеспечить круглогодичную навигацию на Северном морском пути.
Французы бегут из России
Французская инжиниринговая группа Gaztransport & Technigaz заявила о прекращении своей работы на территории России. Такое решение было принято на фоне введения восьмого и девятого пакетов санкций со стороны Европейского союза, предполагающих в том числе запрет на оказание российским фирмам инжиниринговых услуг.
Это формирует новые вызовы для планов по освоению арктических богатств нашей страны. Ограничения коснутся прежде всего "Арктик СПГ 2" — флагманского проекта, осуществляемого компанией "Новатэк" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Основная проблема в том, что именно GTT принадлежат технологии производства мембранных резервуарных ёмкостей, в которых хранится и перевозится СПГ. В свою очередь, эти технологии используются сразу в двух сферах, имеющих существенное значение для освоения Арктики, — в строительстве ледокольных СПГ-танкеров и создании линий по производству СПГ на основаниях гравитационного типа. Что будет с контрактами, заключёнными между GTT и компаниями, изготавливающими танкеры и СПГ-линии для "Арктик СПГ 2", и как "Новатэк" будет выходить из складывающейся ситуации, пока непонятно.
Укрепим речной лёд?
Сибирские учёные создали технологию армирования ледовых переправ. Ожидается, что она позволит увеличить грузоподъёмность таких переправ примерно вдвое, существенно повысив их устойчивость, а значит и безопасность использования. Их "жизненный цикл" продлится примерно на две недели — и это совсем не мало, ведь в среднем такая переправа может использоваться в течение двух-четырёх месяцев.
Изобретение сибиряков может найти широкое применение в условиях Заполярья. Многие местности Крайнего Севера отделены от "большой земли" реками, мостов через которые нет (и, пожалуй, никогда не будет). Немудрено, что в жизни таких районов и поселений ледовые переправы играют принципиально важную роль, обеспечивая транспортное сообщение с соседями и местными центрами. Соответственно, продление срока службы и улучшение эксплуатационных характеристик зимних переправ упрочит транспортную связанность Севера, а также снизит риски, неминуемо связанные с ездой по речному льду.
Проект для "Снежинки"
Завершилось проектирование научной полярной станции "Снежинка", которая расположится в Нефритовой долине близ этностойбища "Земля надежды" в Ямало-Ненецком автономном округе. Возведение объектов "Снежинки" начнётся в 2023 году; запуск станции в тестовом режиме намечен на 2024 год, а в эксплуатацию её сдадут в конце 2025 года.
Согласно проекту, "Снежинка" будет включать в себя семь основных модулей — жилые и рабочие помещения для учёных, библиотеку, спортзал, смотровую площадку и небольшую теплицу. Её общая площадь составит около 4,5 тыс. квадратных метров, при этом в модулях смогут разместиться до восьми десятков человек.
Профиль станции — альтернативная энергетика. Так, она станет первым в мире научно-образовательным комплексом, работающим на водородной, ветровой и солнечной энергии. Тема актуальная: на фоне западных повесток и глобального тренда на экологизацию разработки "Снежинки" будут востребованы не только в научном, но и в коммерческом смысле.
Арктическая рыба
Росрыболовство информирует: в течение 2022 года российские рыбаки добыли 4,88 млн тонн рыбы и прочих водных биоресурсов.
Арктические акватории, входящие в Дальневосточный и Северный рыбохозяйственные бассейны, вносят заметный вклад в эти результаты. Большая часть улова приходится на Дальневосточный бассейн — всего там было добыто порядка 3,5 млн тонн, то есть почти 72% от общего улова за прошлый год. В свою очередь, в Северном бассейне было выловлено более полумиллиона тонн рыбы. Это важный вклад дальневосточных и северных регионов в продовольственную безопасность нашей страны. И он будет расти: по данным экспертов, благодаря климатическим изменениям в арктических морях становится всё больше и больше рыбы.