ЦБ РФ 12 января опубликовал список собственных идей и предложений, которые он планирует прорабатывать с представителями банковского сектора. И затем до декабря 2024 года внедрять конкретные документы. Свод шагов назван "Дорожная карта" и обещает очередные меры по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП).
Основная мысль регулятора — разработать механизмы, которые позволят сделать кредитование МСП ещё более доступным. В основном речь идёт об облегчении регуляторной нагрузки для кредиторов. Предлагается в том числе изменить требования к резервированию ряда ссуд.
Другой интересной новацией может стать открытие доступа для МСП к платформе ЦБ РФ "Знай своего клиента". Она заработала летом 2022 года и изначально была доступна только банкам. Через этот сервис кредиторы получали информацию, причастен ли клиент к сомнительным операциям по отмыванию или обналичиванию денег.
Продолжает ЦБ РФ осуществлять попытки популяризации другой собственной платформы — "Маркетплейса". Онлайн–проект был запущен в 2017 году для розничных продуктов и услуг. Теперь, вероятно, он будет пополнен предложениями отдельных кредиторов и для МСП.
Вторая существенная мысль в "Дорожной карте" — проработать включение факторинга (услуга для производителей и поставщиков, которые продают товары с отсрочкой платежа) в льготные государственные программы по субсидированию процентных ставок. Пока ни объём господдержки, ни условия её получения не названы — идеи должны быть поданы в правительство РФ не позднее сентября текущего года.
Также ЦБ РФ попробует пролоббировать расширение программы субсидирования затрат для МСП по выходу на фондовый рынок, предложив включить в неё лизинговые компании. Механизм был введён в 2019 году и предполагает получение компенсаций из бюджета РФ на выпуск акций или облигаций, а также по выплате купонного дохода. В 2022 году, как сообщало Минэкономразвития, программой воспользовались 25 компаний в РФ на сумму 420 млн рублей (всего было организовано 45 выпусков объёмом на 10,5 млрд рублей).
В реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт налоговая инспекция, на минувший вторник числилось 356 тыс. компаний из Петербурга, что на 0,6% больше, чем годом ранее. За 2022 год наметился тренд на закрытие ООО и переход на ИП: за год из реестра были исключены 7,1 тыс. юрлиц в статусе микро (годовая выручка до 120 млн рублей), при этом количество зарегистрированных ИП в том же статусе выросло на 9 тыс.