Петербург с помощью федерального финансирования хочет обновить парк метеоров. Городу суда нового поколения обойдутся в несколько миллиардов рублей.
Петербург надеется получить инфраструктурный кредит из федерального бюджета на покупку пяти новых "Метеоров 120Р". Президент Владимир Путин на совещании с членами правительства РФ, состоявшемся 11 января, поручил главе Минпромторга Денису Мантурову проработать инструменты финансирования проекта.
"Мы используем и текущую субсидию, которая уже много лет традиционно работает и обеспечивает льготную ставку, и те средства ФНБ, которые будут снижать эффективную ставку для потребителей, в том числе для субъекта", — рассказал президенту Денис Мантуров.
При этом сейчас инициатива находится в зачаточном состоянии. В транспортном блоке Смольного подтвердили "ДП", что на данный момент ни схема финансирования контрактов, ни варианты передачи судов эксплуатантам не определены.
Количество бюджетных средств, которые направят на обновление флота метеоров, не разглашается. По словам Владимира Путина, проект "достаточно финансово ёмкий". Загадкой остаётся также и то, каким образом суда перейдут к круизным операторам.
На сегодняшний день метеоры нового поколения использует только АО "Северречфлот" — региональный перевозчик, которым в равных долях владеют Ханты–Мансийский и Ямало–Ненецкий автономные округа. Компания получает суда по программе льготного лизинга морских и гражданских судов. Из четырёх метеоров, заказанных производителю — Центральному конструкторскому бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева, — перевозчик уже получил половину.
Согласно отчётности "Северречфлота", сумма договоров лизинга двух "Метеоров 120Р" с переходом к лизингополучателю права собственности составляет 1,18 млрд рублей. Но "Северречфлот" фактически существует на бюджетные средства, тогда как Санкт–Петербург своими силами подобный флот не эксплуатирует. Основными операторами маршрутов до Кронштадта и Петергофа, на которых занято большинство устаревших метеоров серии 342 и подобных, являются частные ГК "Астра Марин" и АО "Водоходъ. Пассажирский порт" ("дочка" круизной компании "Водоходъ").
Таким образом, городу требуется не просто "выбить" деньги из федерального бюджета на покупку судов, но также и желание частных компаний взять на себя обязательства по выплате лизинговых платежей или каким–либо иным образом выкупить метеоры.
Коммерческие перевозчики испытывают сложности, потому что пандемия коронавируса практически 2 года парализовывала получение прибыли, говорит президент Национальной ассоциации туристско–информационных агентств (НП "Наито") Михаил Ушаков.
"Но то, как прошёл в этом году Новый год, показывает, что туризм как наиболее динамическая отрасль восстанавливается довольно быстро. Поэтому даже компании в сложном положении получают большое количество гостей. Мне кажется, что покупка метеоров может быть коммерчески окупаема и городу не придётся это каким–то образом дотировать", — предполагает эксперт.
"ДП" направил запросы в "Водоходъ" и ГК "Астра Марин".
Но в то же время, отмечает Михаил Ушаков, билеты на метеоры в последние годы стали недоступны многим людям. Стоимость трансфера из Петербурга до Кронштадта начинается от 500 рублей за человека, а добраться на скоростном судне из Петербурга до Петергофа не получится дешевле 600. Места на рейсы между Петергофом и Кронштадтом продают по 500 рублей.
Поэтому, по мнению эксперта, с точки зрения города было бы разумно рассмотреть возможность субсидирования части рейсов. Это могло бы повысить и привлекательность метеоров среди туристов.