08:3913 января 202308:39
3225просмотров
08:3913 января 2023
Пятница, 13 января 2023 года, запомнится участникам валютного рынка знаковым событием. Министерство финансов РФ, ещё год назад активно скупавшее валюту, переметнётся сегодня на сторону продавцов. Бюджетное правило, в рамках которого Фонд национального благосостояния пополнялся ранее долларами США и евро, теперь, когда нефтяные сверхдоходы остались в прошлом, будет работать в обратную сторону. Только распродаваться по новому правилу будут не валюты недружественных ныне стран, а китайский юань.
Перезапуск бюджетного правила начнётся с продажи юаней на сумму 3,2 млрд рублей в день с 13 января по 6 февраля. С полудня вторника, 11 января, когда Минфин объявил об этом, менее чем за сутки юань к рублю подешевел почти на 4%: около 10:40 по московскому времени вчера курс китайской валюты опускался до 9,97 рубля. Курс доллара за этот же период снизился почти на 3%: он опускался до 67,5 рубля. В последний раз на аналогичной отметке американская денежная единица была 23 декабря прошлого года.
В Минфине и Банке России, который будет выступать посредником в валютных операциях, ожидают, что они послужат повышению "стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий". Аналитики, комментирующие новость о перезапуске бюджетного правила, отмечают, что оно снизит волатильность валютных курсов по отношению к российскому рублю. Ведь в случае избытка прогнозируемых нефтегазовых доходов государство будет выступать покупателем валюты, а при недостатке — продавцом.
Эффект от операций Минфина для валютного рынка будет в основном психологическим. Во всяком случае в ближайшие недели. Вряд ли дополнительные 3,2 млрд рублей на стороне продавцов юаней при дневном обороте этого инструмента, превышающем 100 млрд, сильно повлияют на курсообразование. Тем более что благодаря спекулянтам–арбитражерам в пару юань–рубль подтянется ликвидность из долларов и евро.
Как справедливо подчёркивают аналитики Росбанка, пока непонятно, насколько Минфин будет готов придерживаться текущего подхода, если недополучение нефтегазовых доходов кратно увеличится в объёме и растянется на несколько месяцев подряд. Неприятная для государства обратная связь будет заключаться в том, что его текущие продажи способствуют снижению валютных курсов, а это дополнительно уменьшает доходы компаний–экспортёров и их отчисления в казну. Нехватка нефтегазовых доходов таким образом будет усугубляться.