В период с января по ноябрь 2022 года производство одежды в Петербурге выросло в 2,2 раза.
Согласно последним актуальным данным городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ), индекс всей промышленности Петербурга к аналогичному периоду 2021 года составил 104,7%, а производство текстильных изделий за 11 месяцев прошлого года увеличилось на 40,6%. Несмотря на то, что лёгкой промышленности удалось существенно превысить общий темп роста городских индустрий, участников рынка пугают финансовые результаты их работы.
В беседе с "РБК-Петербург" исполнительный директор Союза производителей изделий лёгкой промышленности (СПИЛП) Светлана Молчанова назвала основной причиной роста производства госзаказ на военную экипировку. Она отметила, что начиная с сентября предприятия, производившие военное обмундирование-форму, обувь и предметы быта, получали многие заказы напрямую из Москвы и регионов Юго-Запада России.
Тем временем малый производственный бизнес начал выпускать больше одежды на фоне ухода западных брендов с российского рынка, однако рост оказался не таким заметным, несмотря на более активное сотрудничество с маркетплейсами и выходом на площадки в городских ТЦ. "Мы начали производить одежду под собственным брендом в марте 2022 года, и если сравнивать с первым месяцем работы, то увеличили объём продаж в шесть раз. Но мы в начале пути, так что, в абсолютных цифрах, это небольшие объёмы", — рассказала владелица бренда "Монпари" и участник проекта "Петербургский дизайн" Ирина Валерианова.
Среди главных трудностей ушедшего года предпринимательница назвала существенное подорожание натуральных тканей и качественной фурнитуры. По её словам, правительственные субсидии представителям лёгкой промышленности не помогли участникам рынка в вопросах, касающихся закупки тканей.
Светлана Молчанова полагает, что многие предприятия были вынуждены закрыться из-за плохих финансовых показателей. По её оценкам, в прошлом году расходы задействованных в отрасли компаний выросли в четыре раза, в том числе за счёт более дорогой транспортировки и коммунальных услуг. При этом только среди участников СПИЛП поменяли названия более 70% предприятий. "Торговые марки остались, а фирмы — уже с новыми названиями. Это может говорить о том, что одни предприятия закрывались по причине плохого финансового состояния, а другие открывались", — рассуждает исполнительный директор союза.
Месяц назад "ДП" рассказывал, что свободные площади в петербургских торговых центрах могут занять казахстанские и белорусские бренды. Руководитель управления розничных продаж в РФ белорусского бренда Mark Formelle Светлана Дмитриева отмечала, что только в 2022 году их компания открыла в ТЦ Петербурга шесть торговых точек, а результат оказался выше самых смелых ожиданий.
Если говорить в целом, промышленность Петербурга и Ленинградской области закончила 2022 год лучше прогнозов, которые эксперты давали полгода назад, однако участники рынка столкнулись со структурным кризисом. Проблемой остаётся и дефицит рабочих кадров, который, только по официальным оценкам, сегодня в Петербурге составляет 10 тыс. человек. Подробности — в материале Светланы Афониной.