Европейских медицинских туристов заместили пациенты из восточных стран и российских регионов.
Пандемия и последующие за ней политические события поменяли вектор развития рынка экспорта медицинских услуг. Иной стала география продвижения медицинского туризма за границами России. Если до 2022 года услуги российских клиник рекламировались в 17 странах (в том числе в таких, как Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Чехия, Сербия, Черногория, Германия, Великобритания, Израиль), то сейчас информационная кампания направлена только на девять государств — Узбекистан, Казахстан, Армению, Азербайджан, Киргизию, Белоруссию, Таджикистан, Южную Осетию, Абхазию. Напрямую это касается и Петербурга.
Ставка на Восток
"Политические события последних месяцев отразились на сфере туризма, мы оказались в условиях, когда география туристического бизнеса вынуждена перестраиваться преимущественно на страны Азии и внутренний рынок", — рассказывает Дмитрий Мотовилов, заместитель председателя комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга.
Чиновник добавил, что за период с 2019 года по 1 октября 2022 года в медицинских организациях Северной столицы медпомощь на общую сумму 2,3 млрд рублей получили 430 тыс. иностранных пациентов. По данным Комздрава, 70% из них являются гражданами СНГ и бывших союзных республик, в первую очередь — Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Азербайджана и Белоруссии. На граждан Китая и стран Европы приходится 24%. Оставшиеся 6% — это резиденты таких стран, как США, Япония, государства Африки и Ближнего Востока.
Александр Солонин, глава Ассоциации частных клиник Петербурга, согласен, что сейчас намного перспективнее ориентироваться на российские регионы и постсоветское пространство. "Также достаточно весомым становится поток пациентов из Китая. Именно в развитие этих направлений клиники вкладывают существенные средства", — подчёркивает он.
Эксперт также отметил снижение числа пациентов, приезжающих от северных соседей. "Поток из Финляндии и Эстонии никогда и не был очень большим в натуральном выражении, но сейчас он ещё и существенно снизился. Хотя пациенты из этих стран продолжают приезжать на лечение в петербургские клиники, но теперь это совсем небольшое число. Эпизодически наши клиники принимают пациентов из Африки, но опять же это не поток, а единичные случаи. Акцент в денежном отношении частные клиники на таких пациентах не делают, по крайней мере они не выстраивают модель своего бизнеса с точки зрения именно ориентации на поток пациентов из этих стран. Возможность они предоставляют, информацию дают, но это не отдельное бизнес–направление", — поясняет Александр Солонин.
Все средства хороши
Наиболее приоритетными направлениями медицинского туризма в Петербурге являются онкология, акушерство и гинекология с предоставлением услуг вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО), кардиология, травматология–ортопедия, офтальмология, комплексная диагностика. "Едут также в те петербургские клиники, где сильная пластическая хирургия. Востребована у медицинских туристов и стоматология", — говорит Александр Солонин.
"За услугами искусственного оплодотворения обращаются в петербургские клиники жители Дании, Швеции, Финляндии и Китая. По качеству работы и положительным конечным результатам мы давно достигли мировых стандартов. При этом цены у нас значительно ниже, чем во многих других странах. Что касается офтальмологических и стоматологических услуг, то за ними к нам обращаются граждане Северной и Восточной Европы. Это такие страны, как Латвия, Эстония, Польша, Словакия", — добавляет Дмитрий Мотовилов.
Если говорить в целом о России, то, по словам Владимира Гаркавенко, вице–президента по продвижению услуг АО "Медицина" (клиника академика Ройтберга), на офтальмологические операции сегодня также приезжает много граждан из Ирака и Ирана. Кроме того, у пациентов из этих стран пользуется спросом медицинская помощь по направлениям кардиологии, онкологии, лечения генетических заболеваний.
Дмитрий Мотовилов рассказал, что сейчас активно ведется кампания по повышению информированности иностранных граждан о медицинских услугах, которые можно получить в Петербурге.
"Сведения о медицинских организациях и их услугах размещаются в социальных сетях, на популярных интернет–каналах, на портале Минздрава и на сайте Санкт–Петербургского агентства медицинского туризма. Медицинские организации дорабатывают свои сайты так, чтобы иностранцы легко могли найти нужную информацию. Планируется работа по централизованному переводу на иностранные языки информационных материалов медорганизаций. В том числе на языки государств Средней Азии и Китая. Также налажено взаимодействие с представителями диаспор и национальных культурных автономий", — рассказал представитель Комздрава.
Зачастую иностранные пациенты сами рекомендуют российские клиники своим знакомым. Большую роль играет сарафанное радио, дополняет Владимир Гаркавенко. По его словам, в компании заметили, что по рекомендации пациентов, пролечившихся в АО "Медицина", увеличивается прямое обращение иностранных граждан на получение медицинской помощи в клинике.
Спа и культура
Операционный директор группы компаний "Медскан" Александр Каневский отметил также существенные изменения, которые касаются внутреннего медицинского туризма. "Например, в нашем флагманском лечебно–диагностическом учреждении доля пациентов из регионов постоянно растёт, к концу года она составила уже 35%. Причём немаловажным фактором стали именно трудности с выездом для лечения за границу", — поясняет Александр Каневский.
При этом, по подсчётам Агентства по медицинскому туризму, до пандемии медицинские туристы из России ежегодно оставляли в зарубежных клиниках около $1 млрд в год. Наибольшей популярностью пользовалось лечение в Израиле, Германии, Швейцарии, Южной Корее и Турции.
По словам Павла Гузалова, главного врача санатория "Белые ночи", председателя Ассоциации курортов Северо–Запада, особенно востребованной у внутренних туристов в последние несколько лет стала медицинская реабилитация в условиях санаторно–курортных учреждений по кардиологическому, неврологическому и травматологическому направлениям. "Отличие отечественных санаториев от зарубежных, которые в основном предлагают гостям спа–программы, именно в сильной медицинской составляющей, хорошей диагностической и лечебной базе", — подчёркивает он.
Если речь идёт о петербургских санаториях, которых только в Курортном районе города насчитывается более 30, то нередко лечение пациенты хотят совместить с культурной программой.
"Близость к историческому центру Петербурга является дополнительным конкурентным преимуществом, — говорит Александр Солонин. — Поэтому многие выбирают санатории Петербурга не только для реабилитационных и лечебных целей, но и потому, что это культурная столица и ведущий туристический центр страны".