Ограничения не повлияли на безопасность полётов российской авиации. Но и повысить её тоже не удаётся.
Международные санкции отрезали российские авиакомпании от поставок комплектующих для самолётов Boeing и Airbus, а тем более от возможностей приобретения новых лайнеров. Но несмотря на то что некоторые авиаперевозчики вынуждены были начать разбирать часть своего флота на запчасти, ограничения пока не погубили отечественную авиацию. Но главным вопросом остаётся, может ли в условиях санкционного давления оставаться гарантированной безопасность полётов.
Пассажиры в напряжении
Судьбой российских самолётов после введения санкций в прошлом году озаботились не только аналитики, но и обыватели. И судя по косвенным признакам, "санкционная аэрофобия" россиян остаётся на высоком уровне.
По данным сервиса Wordstat от "Яндекса", в марте прошлого года число запросов "безопасно ли летать" выросло в 8,1 раза в сравнении с тем же месяцем 2021–го — россияне обратились с этим вопросом к поисковику чуть более 2 тыс. раз. И уровень озабоченности темой следующие месяцы хоть и постепенно снижался, но всё равно оставался относительно высоким. В декабре 2022 года безопасностью полётов у "Яндекса" интересовались 742 раза — в 2,4 раза чаще, чем в декабре–2021.
За темой стали пристально следить медиа, обращая внимание почти на все инциденты, связанные с авиацией. Профильный телеграм–канал "Авиаторщина" за новогодние праздники с 1 по 8 января зафиксировал по меньшей мере восемь инцидентов, связанных с нештатной работой шасси у самолётов отечественных перевозчиков, два из которых произошли с бортами авиакомпании "Россия", базирующейся в аэропорту Пулково.
В каникулы несколько раз самолёты выкатывались за пределы взлётно–посадочной полосы. Подобный инцидент с самолётом "Победы" привёл к временной остановке вылетов в аэропорту Перми. Росавиация пришла к предварительному выводу, что к инциденту привело обледенение опоры шасси.
Статистика стабильна
В то же время доступная статистика по России не показывает каких–либо принципиальных изменений в сфере безопасности полётов. Проверкой инцидентов занимается Росавиация, и полные данные в открытый доступ ведомство не выкладывает. Расследование крупных происшествий и катастроф на просторах СНГ поручено Межгосударственному авиационному комитету (МАК).
Первое расследование в этом году МАК открыл 9 января. Комитет изучает обстоятельства крушения самолёта Ан–2, произошедшего в Ненецком автономном округе. Жертвами катастрофы стали два человека. Согласно предварительной версии, выдвинутой эксплуатантом Ан–2 АО "Нарьян–Марский объединённый авиаотряд", причиной происшествия стало "непрогнозируемое сильное обледенение".
В 2022 году комитет проводил 33 расследования аварий, связанных с Россией. За 2021–й было проведено 30 подобных процессов, а в доковидном 2019 году — 29. Поэтому как минимум можно утверждать, что если события прошлого года как–то и повлияли на безопасность полётов, то незначительно.
С другой стороны, по оценкам части аналитиков, ситуация в этой сфере в России и без санкций уже много лет находится на критическом уровне. Согласно данным, подготовленным международным консультативно–аналитическим агентством "Безопасность полётов", РФ обладает худшими показателями по человеческим жертвам в авиакатастрофах.
В России за период с 2000 по 2021 год в 46 авиапроисшествиях погибли 1639 человек. На втором месте антирейтинга находятся США с 851 погибшим в 47 катастрофах. При этом, как отмечал генеральный директор агентства Сергей Мельниченко, в Штатах ежегодный пассажиропоток в 10 раз больше российского.
Перевозчики не пугаются
Отечественные авиалинии в вопросе проявляют оптимизм. Как пояснили "ДП" в пресс–службе "ИрАэро", санкции не повлияли на безопасность перевозок на лайнерах компании, так как неисправное воздушное судно в любом случае не может быть допущено для выполнения рейса.
"Другой вопрос — у авиаперевозчиков за счёт отсутствия комплектующих может увеличиваться “приземлённый” флот. Но, в частности, нашей компании удаётся поддерживать лётную годность парка в том числе за счёт того, что большей частью он состоит из отечественных машин. А их комплектующими обеспечивает производитель и лизингодатель, также имеется собственный резерв предприятия", — говорят в "ИрАэро".
В пресс–службе авиакомпании Smartavia утверждают, что за прошедший год количество инцидентов с самолётами перевозчика не выросло. При этом уровень безопасности полётов по итогам 2022 года даже выше, чем в 2020 и 2021 годах.
"С момента ввода санкций в авиакомпании была проведена оценка рисков, влияющих на обеспечение безопасности и регулярности выполнения полётов. На основе выводов в авиакомпании был разработан, утверждён и в настоящее время реализуется план мероприятий по воздействию на риски, связанные с введением США, странами — членами ЕС, Великобританией и другими государствами санкций в отношении РФ, влияющих на обеспечение безопасности и регулярности выполнения полётов воздушными судами авиакомпании", — сообщают в Smartavia.
Авиация скорее жива
Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров высказывает мнение, что ситуация с безопасностью полётов в России за последний год действительно особо не поменялась, — эта точка зрения подкрепляется теми же отчётами МАК. При этом эксперт признаёт, что авиационные инциденты, особенно если они происходят друг за другом в течение короткого периода, приковывают внимание общественности. Но в течение года, как правило, информационный фон выправляется.
Качество обслуживания лайнеров российских авиакомпаний, настаивает Роман Гусаров, из–за санкций никак не упало. "Самолёты обслуживаются в технических центрах на территории России, которые и до санкций занимались этим. Оборудование то же, специалисты те же. Более того, у них стало меньше работы. В 2019 году, до пандемии, авиакомпании перевезли 126 млн пассажиров, а по итогам прошлого — около 95 млн. Объём работ уменьшился — аврального режима нет. К тому же часть бортов ушла из парков авиакомпаний", — объясняет эксперт.
Тем не менее аналитик признаёт, что уровень безопасности полётов в России "мог бы быть выше". Но, отмечает Роман Гусаров, проводя сравнение отечественной авиации и европейской, не стоит забывать про климатический фактор. В России самолёты летают почти бесперебойно даже в условиях Крайнего Севера, где это зачастую единственный доступный транспорт. Европейские же аэропорты в привычные для северных регионов метели могут не работать несколько суток.