Увеличение выручки малых и средних предприятий в 2022 году произошло из–за роста цен. Нашлись и компании, которые нынешнюю кризисную ситуацию обернули себе на пользу.
За 2022 год малые и средние предприятия (МСП), работающие в Петербурге, смогли нарастить среднюю выручку относительно 2021 года. Однако позитивная динамика в некоторых сегментах обусловлена не реальным увеличением потребления, а повышением цен, рассказала "ДП" директор по маркетингу IT–компании "Эвотор" Наталья Сергиенко. Кроме того, с ростом оборота во многих сегментах произошёл и рост издержек (расходов на закупку, логистику и т. п.), что снижает реальную прибыль предпринимателей и рентабельность бизнеса. По данным сайта мсп.рф, выручка малого и среднего бизнеса в Петербурге выросла на 2,87%, средний чек — на 17,42%. При этом число новых зарегистрированных ИНН увеличилось на 2,14% по сравнению с данными за 2021 год.
Далеко не уедешь
Ожидаемо в прошлом году более комфортно чувствовали себя компании, в заказах которых была минимальная доля зарубежных комплектующих, сырья, оборудования. "Наиболее оптимистично настроены представители промышленного сектора, особенно те, кто включился в программу импортозамещения или производит уникальную продукцию, основанную на местных ресурсах", — подчёркивает доцент департамента финансов ШЭМ НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Ийя Чуракова.
Также она указывает, что в Петербурге ещё с 2010 года лидирующей отраслью в секторе МСП является розничная и оптовая торговля. Второе место в 2010 и 2015 годах занимала финансовая и страховая деятельность, а в 2020–м на второе место вышло производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Эксперт добавила, что Северная столица имеет свои особенности в плане развития предпринимательства. Так, локальный МРОТ равен 23,5 тыс. рублей и существенно превышает общероссийский (16 242 рубля), что влияет на стоимость трудовых ресурсов.
Анализируя итоговые показатели минувшего года непосредственно для потребительского рынка, эксперты выделили несколько сфер с ярко выраженной динамикой оборота. Так, по данным "Эвотора", средний оборот петербургских турагентств вырос на 38%, а средний чек ― на 15% (86 880 рублей). В то же время выручка мини–гостиниц увеличилась только на 6%, а средний чек ― на 8% (6368 рублей). Выездной туризм в прошлом году развивался активнее въездного.
Комментируя данные статистики, директор Российского союза туриндустрии на Северо–Западе Екатерина Шадская отметила, что рост годового оборота туристических агентств связан в первую очередь с удорожанием стоимости путешествий, особенно за границу. "По данным нашего исследования, средний чек при продаже тура в Египет с вылетом на новогодние праздники вырос на 20%. Отдых на курортах Красного моря обходился россиянам в среднем в 197 тыс. рублей. Значительную долю продаж в турагентствах по–прежнему составляют зарубежные направления. Доступных стран не так много. Поэтому в топ продаж входят такие традиционно не самые дешёвые направления отдыха, как ОАЭ, Мальдивы, Таиланд. Та же Турция значительно выросла в цене. При этом премиальные курорты и отели этой страны стали пользоваться заметным спросом у платёжеспособной аудитории", — поделилась она.
Отдых в России тоже подорожал. Как ранее сообщал "ДП", турпоток в Петербург в прошлом году вырос за счёт визитов гостей из других городов, однако заполненность номерного фонда не всегда доходила до 100%.
Малым гостиницам, по словам руководителя отделения по Северо–Западному федеральному округу Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья Алёны Еновой, не удалось вернуться к результатам 2019 года. Оборотные показатели действительно выросли, но чистая прибыль упала, причём достаточно сильно. Если в 2019 году доходность составляла 20% и более, то сейчас — около 16%, у некоторых участников рынка — до 12%. Единственные, кто вышел в плюс с пандемии, — загородные отели.
"Мини–гостиницы в прошлом году ощутили эффект отложенного спроса. Однако мы наблюдали снижение продаж дополнительных товаров и услуг, а они позволяют увеличить средний чек", — добавила Алёна Енова.
Эхо коронавируса
Интересно, что отдельным бизнесам происходящие в прошлом году события сыграли на руку. В частности, резкое падение продаж новых автомобилей, которое наблюдалось в предыдущие месяцы, позволило заработать немного больше денег автомастерским и магазинам автотоваров. Вторые, по данным "Эвотора", увеличили выручку на 17%, но при этом средний чек поднялся на 22% (до 2486 рублей).
Неплохие показатели аналитики зафиксировали у спортивных центров. Правда, оценивали они результаты несетевых проектов. За год такие компании нарастили выручку на 28%, средний чек ― на 19% (1914 рублей).
"Приведённые цифры могут быть верными в отношении единичных проектов и динамично развивающихся стартапов. Но, основываясь на практике нашей сети, считаю такие показатели чрезмерно оптимистичными", — обратила внимание директор по развитию XFIT в России Ирина Троска.
Участники рынка отмечают, что прошедший год для них выдался крайне непростым. Шлейф коронавирусных проблем продолжал негативно сказываться на фитнес–клубах. Затем к ним добавились санкции, задержки поставок оборудования, снижение покупательной способности клиентов, нехватка тренеров. Но отрасль приспосабливалась к сложившейся ситуации, гибко на неё реагировала и находила оптимальные варианты для работы. Как рассказала Ирина Троска, спрос на фитнес–услуги в течение 2022 года колебался в диапазоне просадки от минус 35% до минус 3–5% в сравнении с показателями эталонного докоронакризисного года.
На любимом не экономят
Обороты несетевых магазинов одежды выросли на 17%, а средний чек — на 9% (2542 рубля). Средние обороты алкомаркетов увеличились на 14%, средний чек ― на 15% (487 рублей). На рост среднего чека влияют рост закупки импортной алкогольной продукции и растущий спрос на более дорогое крафтовое отечественное пиво.
Выручка зоомагазинов тоже увеличилась ― за год на 20%, а средний чек ― на 22% (598 рублей). Коммерческий директор зоомагазина "Сова" Ирина Камардина рассказала, что именно на такой процент (20–25%) выросли за год цены на товары для животных. Первый квартал 2022 года был нестабильным: некоторые марки товаров для животных исчезли с российского рынка, поставки других шли с перебоями.
"К середине II квартала ситуация стабилизировалась, рынок стал более понятным, цены зафиксировались. Мы заметили небольшое снижение спроса, связываем это с тем, что люди стали меньше обзаводиться питомцами. Также влияет то, что гиганты онлайн–ретейла вроде Ozon или Wildberries продают зоотовары. Но они могут позволить себе демпинговать", ― говорит Ирина Камардина.
Обороты петербургских кофеен, по словам Натальи Сергиенко, выросли на 22%, средний чек ― на 14% (255 рублей). Такая динамика среднего чека обусловлена увеличением себестоимости из–за роста цен в закупке. В целом участники рынка называют прошедший год "обычным" для их отрасли. Правда, как и предпринимателям из других сфер, он принёс два потрясения: февраль–апрель, когда были серьёзные опасения насчёт того, что заказанные кофейные зёрна не доедут из Латинской Америки до петербургских складов, и сентябрь, когда сотрудники компаний начали уезжать из страны. Однако эти проблемы многим в итоге удалось решить.