Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим "Деловой Петербург" и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.
Вести арктической торговли
Администрация Санкт-Петербурга отчиталась о коммерческих итогах года в части торговли с заполярными субъектами. Результаты обнадёживающие.
В денежном выражении оборот товаров и услуг между Северной столицей и регионами АЗРФ перевалил за 33 млрд рублей — это на 6% больше, чем в 2021 году. В свою очередь, количество договоров, заключённых между петербургскими поставщиками и арктическими потребителями, выросло почти в полтора раза — до 1,8 тысяч.
Ключевым контрагентом Петербурга стала близлежащая Карелия, частично входящая в Арктическую зону (ей город продал товаров и услуг на сумму 7,9 млрд рублей). Далее в списке главных покупателей следуют Мурманская область (6,7 млрд рублей), Красноярский край (4,89 млрд рублей), Республика Коми (4,35 млрд рублей), Ямало-Ненецкий автономный округ (3,74 млрд рублей) и Архангельская область (3,54 млрд рублей).
Основной объём контрактов дают медицина — на неё пришлось 12,5 млрд рублей, или 37% от общей суммы поставок — и развитие дорожно-транспортной инфраструктуры (10,2 млрд рублей, 31%). Услуги образования, IT и связь, культура и спорт в целом обеспечили ещё 7 млрд рублей, или 21% от финансового итога. Как видим, в арктических регионах растёт спрос не только на товары питерского производства, но и на компетенции, наработанные в Северной столице.
Госсубсидии для "цифры"
Федеральное правительство одобрило правила предоставления субсидии на создание цифровой экосистемы Северного морского пути и распорядилось о финансировании соответствующих работ — в 2023–2024 годах на эти задачи будут выделены бюджетные средства в размере 3,8 млрд рублей. Ожидается, что система будет запущена к середине 2025 года.
Согласно замыслу, цифровая экосистема будет выполнять функцию "ледового навигатора", обеспечивающего эффективное выстраивание маршрутов в непростых условиях, характерных для вод Северного Ледовитого океана. Система, устроенная по принципу "единого окна", будет накапливать данные об актуальной ледовой, метеорологической и навигационной ситуации, поступающие из Арктики. Непосредственными пользователями системы станут грузоперевозчики, судовладельцы, капитаны судов и страховщики.
Ожидается, что экосистема повысит безопасность высокоширотной навигации и существенно снизит многочисленные риски, связанные с плаванием в акватории Севморпути.
Олово Якутии
Компания "Янолово", являющаяся первым резидентом Арктической зоны России от Сахи, отчиталась о добыче более 600 тонн олова на проекте "Ручей Тирехтях", реализуемом в Якутском Заполярье. Это в полтора раза больше аналогичного показателя за 2021 год.
Несмотря на позитив, дальнейшие перспективы проекта пока неясны. С одной стороны, ранее компания анонсировала планы по дополнительным инвестициям, направленным на увеличение выработки, в закупку нового оборудования и расширение штата. С другой же стороны, мировые цены на этот металл нестабильны, в силу чего в 2022 году добыча на Тирехтяхе оказалась на грани рентабельности. В этой связи топ-менеджмент "Янолова" не исключает сокращения добычи либо её полной остановки уже в текущем году.
Остроту ситуации мог бы снять рост внутреннего спроса на олово — однако для этого потребуется существенное расширение перерабатывающих мощностей. Но готова ли к этому отечественная промышленность?
Встряска для ЛЭП
Тюменские энергетики создали агрегат, помогающий бороться с изморозью, покрывающей линии электропередачи. Его действие основано на возбуждении колебаний, позволяющих "стряхивать" иней и изморозь, которые накапливаются на высоковольтных проводах в условиях повышенной влажности и холода (а именно такие условия и являются типичными для многих районов Крайнего Севера).
Потенциальную значимость разработки для Арктики сложно переоценить. В теории, её применение даст возможность оперативно предотвращать обмерзание ЛЭП и связанные с этим проблемы — так называемую "пляску проводов", короткие замыкания, повреждения конструкций, разрывы и отключения линий.
Последнее слово — за практикой: оборудование для автоматизированного удаления изморози будет проходить испытания Заполярьем до ноября нынешнего года. По итогам тестов будет принято решение о дальнейшей судьбе агрегата.
Судоверфь снова обещают достроить
В Якутии продолжается строительство Жатайской судоверфи. Верфь, спроектированная петербургским Центром технологий судостроения и судоремонта, должна будет производить порядка десяти новых речных и морских судов в год, а также модернизировать старые суда. Предполагается, что это позволит частично закрыть растущие потребности судовладельцев, работающих на северных реках региона (Лене, Яне и Колыме), а также в акватории Севморпути.
К сожалению, проект, реализуемый с участием петербургских судостроителей (Балтзавода и Средне-Невского СРЗ), затянулся. Согласно первоначальным планам, Жатай должен был включиться в работу по обновлению арктического флота ещё к 2020 году, но, как и в случае со многими другими северными проектами, сроки "ушли вправо".
К настоящему времени готовность верфи оценивается как 61%. В республиканском правительстве утверждают: объект будет сдан до конца текущего года. Будем надеяться, что уж теперь-то новых переносов не последует.