Значительное повышение стоимости проезда в метро при оплате Единой картой петербуржца снизило её привлекательность для 1,4 млн держателей. Смольному придётся продумывать новые маркетинговые ходы для продвижения продукта.
Решение правительства Петербурга повысить с 2023 года тарифы на общественный транспорт привело к сокращению дисконта по оплате метро с помощью Единой карты петербуржца (ЕКП). Фактически стоимость подорожала в 1,5 раза, если сравнивать тариф–2022 по токенизированной карте (при оплате с телефона) с новым, установленным на 2023 год (с 31 до 47 рублей). Или на треть, если пользователь не привязал её к смартфону (с 35 до 47 рублей). Получилось, что по ЕКП поездка в метро оказалась лишь на 2 рубля дешевле, чем по "Подорожнику", против 10–рублёвой разницы в 2022–м (см. инфографику).
Вместе с тем городские чиновники и Национальная система платёжных карт (НСПК, оператор карт "Мир") ввели новую акцию — скидку при оплате ЕКП в наземном транспорте (–39% от базового тарифа). В автобусах она уже действует, в трамваях и троллейбусах появится 1 апреля. Эксперты "ДП" отмечают, что бюджет НСПК не безграничен: при расширении списка скидок на наземный транспорт пришлось пожертвовать метрополитеном.
Отмена больших скидок по ЕКП была прогнозируема: многообразие тарифной линейки в зависимости от инструмента платежа рано или поздно могло привести к росту субсидий перевозчикам из городского бюджета. Выравниванием тарифов удаётся избежать конфликта между проектом "Подорожник" (который находится в ведении администрации города) и ЕКП — детищем ЦБ РФ (единственный акционер АО "НСПК"). Сейчас на одном "пластике" ЕКП присутствует два инструмента оплаты — транспортное приложение и банковская карта. Первое дублирует функции "Подорожника", второе — помогает зарабатывать на комиссиях банкам–эмитентам. В 2023 году по двум инструментам действует сопоставимая скидка от базового тарифа — 33 и 30% соответственно (в 2022–м — 46 и 31%).
Государственные тайны
Механизм взаиморасчётов, в результате которого становятся возможны скидки, держится в секрете. Несмотря на то что НСПК является государственным предприятием, как и ГУП "Петербургский метрополитен", характер взаимоотношений и размер финансовых траншей друг другу стороны называют коммерческой тайной. И публично говорят только о размере экономии горожан. Как сообщили "ДП" в НСПК, в 2022 году держатели карт "Мир" сэкономили 2,5 млрд рублей на метрополитене Петербурга, из которых 1,9 млрд пришлось на ЕКП.
Если предположить, что 2,5 млрд — прямой транш НСПК в бюджет ГУП в виде компенсации между базовым тарифом–2022 (65 рублей) и стоимостью по "Мир" и ЕКП (35 и 31 рубль), то в пересчёте на базовый тариф–2022 это около 75 млн субсидируемых поездок (для сравнения: метро ежегодно перевозит около 600 млн пассажиров). При условии неизменности этого показателя в 2023 году и с учётом единой скидки (при базовом тарифе 70 рублей льготная поездка обойдётся в 47), предполагаемый объём внебюджетных трансферов сократится до 1,75 млрд рублей. Оставшаяся часть (750 млн) может перейти на компенсацию скидок в наземном транспорте.
Видимо, не смогли договориться
Вместе с тем источники "ДП", близкие к транспортному блоку Смольного, отмечают, что вряд ли речь идёт именно о таком размере субсидий со стороны НСПК. "Интересная, но сложная история. НСПК говорит, что условно может “прогулять” 300 млн рублей, к этому свою скидку давал город. Исходя из цифр и формировалось предложение. Деньги размывались в субсидии перевозчику из бюджета, но в уме держалось, что это часть истории по продвижению ЕКП, — говорит собеседник “ДП”. — Почему в 2023 году получилось как–то не очень? Предположу, что банально не смогли договориться. Или у НСПК сменились приоритеты".
По его словам, несколько лет назад у федералов возникла идея "выдавить" городской платёжный инструмент "Подорожник". В отличие от банковской карты, он не именной и не может идентифицировать льготные категории. В качестве дополнительного бонуса город мог получить механизм для перечисления ежемесячной денежной выплаты пенсионерам и прочих субсидий. "Если бы у НСПК сохранялась задача наращивать количество карт “Мир” в регионе, то была бы другая история. Но после февраля 2022–го, когда VISA и MasterCard покинули Россию, НСПК и без субсидий оказалась монополистом", — резюмирует собеседник.
Другой источник "ДП", близкий к финансовому блоку администрации города, перераспределение скидок по ЕКП на транспорте связывает с другой причиной. "Всё гораздо сложнее. Оператором “Подорожника” выступает город, системой “Мир” управляет НСПК. За платежи в метро пока ещё отвечает банк “Санкт–Петербург” (участник проекта ЕКП), а вот наземный транспорт обслуживают в разных долях “Сбер” и Газпромбанк, — рассуждает собеседник. — Видимо, этот нюанс и подтолкнул Газпромбанк к участию в ЕКП в 2022 году и именно для него и введена скидка в автобусах, троллейбусах и трамваях, чтобы повысить его комиссионные сборы за счёт роста количества оплат по картам".
В любом случае названная экономия в 2,5 млрд рублей несопоставима с затратами города на субсидирование стоимости проезда перевозчикам. Как сообщили "ДП" в пресс–службе комитета финансов, за счёт бюджета Петербурга оплачивается более 50% стоимости проезда в общественном транспорте. В 2022 году на компенсацию реальной стоимости перевозки пассажиров метро, трамваями, троллейбусами, автобусами было направлено 63 млрд рублей, в 2023–м запланировано выделение 94 млрд.
Как ранее сообщали в администрации города, себестоимость перевозки одного пассажира в 2023 году в троллейбусах и трамваях составляет 87,9 рубля, в метро — 85,7, в автобусах — 79,9. Впрочем, увеличение субсидий в 1,5 раза может быть связано с "выпавшими" доходами наземного транспорта: стоимость второй поездки в пределах 1 часа снижена до 10 рублей, третья — бесплатна. Это правило появилось с апреля прошлого года, и поначалу не все пассажиры о нём знали.