Депутаты Госдумы разрешили себе не публиковать ежегодные декларации о доходах. Точнее, не только себе, но и членам Совета Федерации, а также депутатам региональных парламентов и муниципальных собраний.
В первом чтении закон с лаконичным названием "О внесении изменений в федеральный закон “Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ” и отдельные законодательные акты РФ" касался только региональных и муниципальных депутатов. Да и то не всех, а лишь тех, кто работал на неосвобождённой основе, то есть не получая за своё депутатство зарплату. Их предлагалось освободить не только от публикации, но и вообще от ежегодной подачи деклараций как людей, не живущих за счёт бюджета. Обязанность подавать декларацию сохранялась, только если за прошедший год они приняли участие в крупных сделках.
А вот во втором чтении неожиданно всплыли новые поправки, касающиеся уже закона "О статусе сенатора РФ и статусе депутата Государственной думы Федерального собрания РФ". Среди депутатов ГД и сенаторов, как известно, неосвобождённых нет. Все они живут за казённый счёт и не могут заниматься бизнесом. О чём и должны отчитываться, ежегодно публикуя декларацию. А любой избиратель (в том числе журналист, правозащитник или, не дай бог, борец с коррупцией на общественных началах) в свою очередь имел возможность ознакомиться с этим документом и сделать выводы относительно того, насколько заявленные доходы народного избранника соответствуют его расходам.
С 1 марта благодаря внесённым поправкам (в том, что их примут, сомнений практически нет) публиковаться будет лишь "обобщённая информация". Да и то "при условии отсутствия в такой информации персональных данных, позволяющих идентифицировать соответствующее лицо, и данных, позволяющих индивидуализировать имущество, принадлежащее соответствующему лицу". То есть любопытный избиратель сможет узнать только о самом факте подачи декларации парламентарием. И возможно, о наличии или отсутствии замечаний к ней. А вот список конкретных квартир, дач и автомобилей будет доступен для ознакомления только представителям компетентных органов. И правильно. Зачем перегружать рядовых граждан тревожной информацией? Её и так в избытке. Интрига лишь в том, когда аналогичное "право на молчание" распространится на представителей исполнительной и судебной ветвей власти.