Востребованность услуг лабораторной диагностики, которая сильно выросла за время пандемии коронавируса, в 2022 году упала вдвое. Но бизнес остаётся рентабельным.
По словам Дарьи Горякиной, заместителя генерального директора лабораторной службы "Хеликс", в связи с улучшением эпидемической обстановки востребованность ПЦР–тестов и анализов на антитела к коронавирусу в 2022 году значительно снизилась. Доля тестов, связанных с диагностикой COVID–19, составила всего 12% от выручки лабораторной сети "Хеликс". Если сравнивать с 2021 годом, то этот показатель снизился практически в 2 раза.
Аналогичная ситуация сложилась и в "Инвитро". Но, как рассказала Елена Чернер, генеральный директор "Инвитро–СПб", даже в первые месяцы пандемии в компании не делали основную ставку на ковидные тесты. "Мы понимали, что рано или поздно заболеваемость пойдёт на спад, рынок адаптируется и вернётся в своё обычное состояние. А спрос будет сосредоточен на тех же исследованиях, которые были востребованы и ранее, — говорит Елена Чернер. — Поэтому даже в самые напряжённые месяцы пандемии доля ковидных тестов никогда не превышала 20% в общем объёме спроса". Сейчас эта доля по понятным причинам существенно снизилась и не превышает нескольких процентов. А вот топ–100 и даже топ–50 услуг, не меняющихся от года к году, возвращается к прежнему уровню.
Восточная альтернатива
Ещё одним фактором, осложнившим жизнь игрокам рынка лабораторной диагностики в ушедшем году, стали санкционные ограничения. В частности, в мае 2022 года от поставок реагентов и оборудования для проведения лабораторных анализов отказались Thermo Fisher Scientific, Beckman Coulter, Radiometer, Immucor и ряд других компаний. Однако, по словам Ольги Удовиченко, заведующей лабораторией "СМ–Клиника в Санкт–Петербурге", массовым этот исход всё же не стал. Например, обновления, связанные со сменой поставщиков реагентов, затронули не более 5% каталога анализов "Хеликс".
Тем не менее, по словам Дарьи Горякиной, рынок готов к тому, что подобные ситуации будут возникать чаще. Поскольку сложившаяся ситуация может коснуться любого зарубежного поставщика и любых видов исследований. "Но в мире существует достаточно много аналогов, которые мы будем использовать в том случае, если кто–то из поставщиков уйдёт с рынка. В частности, “Хеликс” прорабатывает возможные варианты по всем лабораторным позициям: оборудованию, реагентам, расходным материалам. Мы формируем перечень других поставщиков и производителей, тестируем новую продукцию, заключаем договоры. Альтернатива есть для 97%. Исключение составляют только уникальные методики исследований", — утверждает она.
Основными странами альтернативных поставок стали Китай, Япония и Южная Корея. При этом, по словам Дарьи Горякиной, ценовая политика этих поставщиков примерно соответствует прейскуранту поставщиков из Европы и США.
Успели подстраховаться
Ольга Удовиченко считает, что более значимым фактором, нежели уход западных поставщиков с российского рынка, стало то, что санкционные ограничения повлияли на логистические цепочки. Трудности с поставками затронули российских производителей, которые в той или иной мере зависят от иностранного сырья.
"Пик логистических сложностей пришёлся на весну 2022 года. В какой–то момент лабораториям даже пришлось увеличить сроки выдачи результатов анализов. Однако уже к лету логистику урегулировали. Сейчас система полностью отлажена, хотя из–за нюансов оформления дополнительных таможенных документов ждать поставок импортных реагентов всё равно приходится чуть дольше, чем раньше. Впрочем, перебои в работе нашим лабораториям всё равно не грозят — для перестраховки мы всегда делаем больший запас необходимых реагентов и расходников", — рассказывает она.
Если же говорить о поставках крупного лабораторного оборудования, то, по мнению эксперта, здесь влияние санкций оказалось чуть более болезненным. "Особенно остро это ощущается в случае с аппаратами “закрытой системы”, когда прибор несовместим с реагентами сторонних производителей, — поясняет Ольга Удовиченко. — В первую очередь это оборудование для иммунохимических методов анализа — гормоны, онкомаркеры, иммунология и аллергология". Оптимальным выходом в таких случаях становится переход на приборы других производителей, например азиатских.
Впереди конкуренция
Несмотря на все перипетии, выпавшие на долю рынка лабораторной диагностики в течение предыдущего года, опрошенные "ДП" эксперты считают, что этот бизнес по–прежнему остаётся высокорентабельным направлением. "Как минимум за счёт базовых исследований — биохимии, урогенитальных анализов, общего анализа мочи и кала. При сравнительно невысокой себестоимости эта диагностика стабильно пользуется высоким спросом", — поясняет Ольга Удовиченко.
В связи с этим эксперты не исключают, что тренд на открытие собственных лабораторных мощностей в составе многопрофильных клиник, который возник на волне пандемии, продолжится.
"Для многопрофильных клиник совершенно необходимо наличие лаборатории срочных анализов, поскольку это позволяет выдать результаты анализов в течение 2 часов и оказать пациенту оперативную медицинскую помощь", — подчёркивает Удовиченко.
Продолжат открывать новые точки и специализированные лабораторные сети. В связи с этим, по мнению Елены Чернер, предстоящий год может стать годом нарастающей конкуренции, на фоне которой основные игроки будут бороться за клиента при помощи таких инструментов, как более лояльные цены и сервисные преимущества.
"Возможно, мы увидим консолидацию средних и мелких игроков, более тесную работу с организациями сферы частной медицины, клиниками и медицинскими центрами, — полагает Елена Чернер. — При этом с высокой долей вероятности можно предположить, что спрос на услуги частной медицины драматически снижаться не будет. Затраты государства на поддержание системы ОМС, скорее всего, не будут расти теми же темпами, как это было в 2020 и 2021 годах, когда задача борьбы с пандемией и её первыми последствиями была первоочередной. Поэтому частный рынок лабораторных услуг останется востребованным".
По прогнозу Дарьи Горякиной, в 2023 году сохранится спрос на рутинные исследования и превентивную диагностику.